Депутатами порулит назначаемый мэр

Mar 25, 1994 21:18




    Преобразование властных структур в Рос­сии,   эдакий ведущийся методом проб и ошибок исторический эксперимент,  продолжает­ся.  Уже через месяц все мы вновь станем избирателями - на этот раз своих органов местного самоуправле­ния.

Что предполагается создать на месте прежних "городских ­советов народных депутатов", о коих, исходя из нашего местечкового опыта и на мой взгляд, только и можно сказать: "была без радости любовь - разлука будет без печа­ли"?

Согласно проекту Московской областной думы,  в нашем наукограде Протвино (население до 50 тысяч человек) создается местное самоуправление, осуществляемое выборным «собранием представителей» - наряду с госу­дарственным управлением, осуществляемым главой администрации (мэром).

Глава администрации города будет назна­чаться главой администрации областной. Собственно, это мы в данный момент и имеем - Ельцин назначил  на губернию Тяжлова, а тот на наш город - Ильина.

А собрание представителей будет избираться населе­нием путем прямого тайного голосования, представители {депутаты по-старому) освобождаются от основной работы лишь для участия в заседаниях собрания. Эти заседания будут созы­ваться главой администрации не менее двух раз в год и проводиться под его председатель­ством. Он подписывает решения собрания, определяет количество представителей (для Протвино - от 7 до 15 человек), которые будут избираться по соответствующему числу одно­мандатных округов.

В думском положении ярко выражена тен­денция к ограничению представительной власти на местах. О системе сдержек и противо­весов, о самоуправлении в собственном смы­сле этого слова не приходится и говорить. Ор­ганы исполнительной власти (особенно глав­ное должностное лицо) становятся по суще­ству монопольными вершителями судеб горо­жан. Конечно, исполнительной власти от­дается и вся полнота ответственности за свои решения. Но какова мера этой ответственно­сти?
   В проекте об этом ни слова, как это было и ранее. А вся новизна - в неслыханном сосредоточении властных прерогатив в руках: главы администрации, назначенного «свер­ху».

Означает ли это, что предстоящие выборы не имеют никакого значения для судеб горожан?

Отнюдь. Собранию представителей оставлено право утверждения местного бюд­жета, установления местных налогов и сборов, создания программ, затрагивающих интересы всего города. Остается у собрания и «контроль за деятельностью главы администрации» и исполнительных структур в отношении всех этих вопросов. Правда, неясно, что такое «кон­троль» в условиях, о которых сказано выше. Тем не менее все будет определяться не только куцым перечнем полномочий нового «законодателя», но и личными качествами выбраных нами представителей.

Поэтому значение осознанного, а потому квалифи­цированного выбора горожан резко возрас­тает. Когда выбираются всего несколько человек, чрезвычайно важно, чтобы среди них не оказалось случайных фигур - людей, слишком хорошо знакомых нам по прежним выборам. Как получилось на первой волне демократических выборов? Кандидаты надавали много обещаний, но, получив мандаты, быстро обо всем забыли и либо сосредото­чились на решении собственных проблем, либо жили по принципу «моя хата с краю». А мы, избиратели, с этим мирились. К событиям на высшем уровне («в телевизоре») мы еще вырабатывали какое-то отношение, но интереса к своему местному «парламенту» не испытывали. В основном - по причине собственного равнодушия.

Но если мы найдем и выберем компетент­ных, ершистых, бескорыстных представите­лей, самоуправление может состояться. Неравнодушные депутаты, опираясь на мнение избирателей, смогут внести поправки в  лю­бой документ местного значения, ибо так заложено Конституции. Население само­стоятельно решает вопросы местного самоуправления путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления (Кон­ституция РФ, ст. 130), поэтому собрание представителей сможет принять такой Устав города, который вернёт представительной власти полномочия, адекватные городским потребностям. В частности, не вижу препят­ствий для того, чтобы добиться выборов главы   исполнительной власти вместо предполагаемого на данном этапе его назначения "свыше"...

Опубликовано: «Новое время» №8, 25 февраля 1994 г.

Выборы 1994, Ю.Ильин, А.Тяжлов, Б.Ельцин, Конституция РФ, Собрание представителей

Previous post Next post
Up