![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/10/111/185/111185746_1kto.jpg)
Преобразование властных структур в России, эдакий ведущийся методом проб и ошибок исторический эксперимент, продолжается. Уже через месяц все мы вновь станем избирателями - на этот раз своих органов местного самоуправления.
Что предполагается создать на месте прежних "городских советов народных депутатов", о коих, исходя из нашего местечкового опыта и на мой взгляд, только и можно сказать: "была без радости любовь - разлука будет без печали"?
Согласно проекту Московской областной думы, в нашем наукограде Протвино (население до 50 тысяч человек) создается местное самоуправление, осуществляемое выборным «собранием представителей» - наряду с государственным управлением, осуществляемым главой администрации (мэром).
Глава администрации города будет назначаться главой администрации областной. Собственно, это мы в данный момент и имеем - Ельцин назначил на губернию Тяжлова, а тот на наш город - Ильина.
А собрание представителей будет избираться населением путем прямого тайного голосования, представители {депутаты по-старому) освобождаются от основной работы лишь для участия в заседаниях собрания. Эти заседания будут созываться главой администрации не менее двух раз в год и проводиться под его председательством. Он подписывает решения собрания, определяет количество представителей (для Протвино - от 7 до 15 человек), которые будут избираться по соответствующему числу одномандатных округов.
В думском положении ярко выражена тенденция к ограничению представительной власти на местах. О системе сдержек и противовесов, о самоуправлении в собственном смысле этого слова не приходится и говорить. Органы исполнительной власти (особенно главное должностное лицо) становятся по существу монопольными вершителями судеб горожан. Конечно, исполнительной власти отдается и вся полнота ответственности за свои решения. Но какова мера этой ответственности?
В проекте об этом ни слова, как это было и ранее. А вся новизна - в неслыханном сосредоточении властных прерогатив в руках: главы администрации, назначенного «сверху».
Означает ли это, что предстоящие выборы не имеют никакого значения для судеб горожан?
Отнюдь. Собранию представителей оставлено право утверждения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, создания программ, затрагивающих интересы всего города. Остается у собрания и «контроль за деятельностью главы администрации» и исполнительных структур в отношении всех этих вопросов. Правда, неясно, что такое «контроль» в условиях, о которых сказано выше. Тем не менее все будет определяться не только куцым перечнем полномочий нового «законодателя», но и личными качествами выбраных нами представителей.
Поэтому значение осознанного, а потому квалифицированного выбора горожан резко возрастает. Когда выбираются всего несколько человек, чрезвычайно важно, чтобы среди них не оказалось случайных фигур - людей, слишком хорошо знакомых нам по прежним выборам. Как получилось на первой волне демократических выборов? Кандидаты надавали много обещаний, но, получив мандаты, быстро обо всем забыли и либо сосредоточились на решении собственных проблем, либо жили по принципу «моя хата с краю». А мы, избиратели, с этим мирились. К событиям на высшем уровне («в телевизоре») мы еще вырабатывали какое-то отношение, но интереса к своему местному «парламенту» не испытывали. В основном - по причине собственного равнодушия.
Но если мы найдем и выберем компетентных, ершистых, бескорыстных представителей, самоуправление может состояться. Неравнодушные депутаты, опираясь на мнение избирателей, смогут внести поправки в любой документ местного значения, ибо так заложено Конституции. Население самостоятельно решает вопросы местного самоуправления путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления (Конституция РФ, ст. 130), поэтому собрание представителей сможет принять такой Устав города, который вернёт представительной власти полномочия, адекватные городским потребностям. В частности, не вижу препятствий для того, чтобы добиться выборов главы исполнительной власти вместо предполагаемого на данном этапе его назначения "свыше"...
Опубликовано: «Новое время» №8, 25 февраля 1994 г.