МАКС-99: воевать готовы

Aug 26, 2020 22:24


Публикуется из архива автора

Вновь, как и каждые 2 года в недолгой российской новой ис­тории, в городе Жуковском про­веден МАКС - Международный авиа­космический салон, на этот раз с по­рядковым номером 4. И что же можно было увидеть на МАКС-99?


Несмотря на всем известные российские беды и даже на отставку пра­вительства, случившуюся ровно за не­делю до открытия авиавыставки, ны­нешний салон - самый представитель­ный в российской истории. Всего при­няло участие 457 фирм из 28 стран, включая все ведущие авиационные дер­жавы мира. На уникальном лётно-испытательном поле института им. Громо­ва выставлялось около полутора сотен образцов летательных аппаратов из стран-участниц, а в павильонах можно было лицезреть иную продукцию и рек­ламные ролики не только российских фирм, но и американских «Боинга», «Белл» и «Пратт-Уитни», французских «Аэроспасьяль» и «Дассо», немецких БМВ иДАСА, и многих других. Это был поистине последний мировой автоса­лон уходящего века.

Необычайно широко была выс­тавлена сопутствующая военная тех­ника российских предприятий. Поми­мо знаменитого противовоздушного ракетного комплекса С-300, выставлявшегося ранее открыто лишь для «спецпосетителей», сейчас можно было запросто увидеть и новейший оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-Э» (вначале в натуре, а затем организаторы реши­ли ограничиться макетом - секрет!}, и вертолетные противотанковые комплексы «Штурм» и «Атака», «склады­вающийся» до размеров, позволяю­щих уместить его в подводной торпе­де, вертолет Ка-56, и многое другое летающее и стреляющее «железо». Так что совсем не случайно у этих экспонатов наиболее ожив­ленно крутились представители стран - потенци­альных покупа­телей. В специ­ально выделен­ном шале тут же заключались предваритель­ные соглашения - на пользу тощемуроссийскому бюджету. Одно только тревожило - уж не обра­тится ли это оружие против нас са­мих, как уже не раз бывало?


Безусловно, «гвоздем» МАКС-99 была демонстрация и показательные полеты истребителя пятого поколения С-37 «Беркут» с так называемой «об­ратной стреловидностью крыла». С непривычки думалось - такое летать не может, но самолет разбегался и кру­тил виражи в небесах необычайно легко - именно благодаря необычному абрису крыла. Пример «Беркута» по­казывает, что нашим авиастроителям удается в отдельных случаях решать задачи, недоступные пока для зарубежных конкурентов. Но вот что каса­ется продукции «массового потребле­ния»  -  увы, была показана лишь одна «гражданская» новинка - лайнер сред­него класса «Ту-334». Да и тот с им­портными двигателями, ибо наши моторостроители, оказывается, не в состоянии сделать экономичный и мощный агрегат для массовых граж­данских серий.

В этой связи внимание не могла не привлечь необычная «самоделка» подмосковных инженеров Бориса Чер­нова и Анатолия Уфимцева, прилетев­ших на выставку на ... яхте! Именно «летающей яхтой» окрестили зрители причудливую амфибию ЧУ-25, способ­ную также плавать по воде и ездить (со снятыми, естественно, плоскостями крыльев) по дорогам. Это - не первое детище энтузиастов, создавших спе­циализированное малое предприятие при ЦНИИСпецмаше, впитавшее в себя многие достижения отечествен­ных оборонных технологий (основной материал - сверхпрочный и легкий арамидный пластик, вроде тех, из кото­рых делают «бронежилеты»). И вот после целого семейства лодок и ката­маранов - средство для передвижения в трех стихиях, воистину изделие для книги рекордов Гиннесса, А может быть, не для книги рекордов, а для широкого применения на необъятных российских просторах?

Опубликовано : газета «Совет», 25.08.1999 г.

Серия сообщений "Инновации и инвестиции":
Часть 1 - К вопросу о ваучеризации Протвино
Часть 2 - Станут ли физики акционерами?
...
Часть 43 - Зеленоградский ИССИ-2 повторил судьбу УНК
Часть 44 - Стартовали работы по созданию ИССИ-4
Часть 45 - МАКС-99: воевать готовы

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up