Публикуется из архива автора
Вновь, как и каждые 2 года в недолгой российской новой истории, в городе Жуковском проведен МАКС - Международный авиакосмический салон, на этот раз с порядковым номером 4. И что же можно было увидеть на МАКС-99?
Несмотря на всем известные российские беды и даже на отставку правительства, случившуюся ровно за неделю до открытия авиавыставки, нынешний салон - самый представительный в российской истории. Всего приняло участие 457 фирм из 28 стран, включая все ведущие авиационные державы мира. На уникальном лётно-испытательном поле института им. Громова выставлялось около полутора сотен образцов летательных аппаратов из стран-участниц, а в павильонах можно было лицезреть иную продукцию и рекламные ролики не только российских фирм, но и американских «Боинга», «Белл» и «Пратт-Уитни», французских «Аэроспасьяль» и «Дассо», немецких БМВ иДАСА, и многих других. Это был поистине последний мировой автосалон уходящего века.
Необычайно широко была выставлена сопутствующая военная техника российских предприятий. Помимо знаменитого противовоздушного ракетного комплекса С-300, выставлявшегося ранее открыто лишь для «спецпосетителей», сейчас можно было запросто увидеть и новейший оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-Э» (вначале в натуре, а затем организаторы решили ограничиться макетом - секрет!}, и вертолетные противотанковые комплексы «Штурм» и «Атака», «складывающийся» до размеров, позволяющих уместить его в подводной торпеде, вертолет Ка-56, и многое другое летающее и стреляющее «железо». Так что совсем не случайно у этих экспонатов наиболее оживленно крутились представители стран - потенциальных покупателей. В специально выделенном шале тут же заключались предварительные соглашения - на пользу тощемуроссийскому бюджету. Одно только тревожило - уж не обратится ли это оружие против нас самих, как уже не раз бывало?
Безусловно, «гвоздем» МАКС-99 была демонстрация и показательные полеты истребителя пятого поколения С-37 «Беркут» с так называемой «обратной стреловидностью крыла». С непривычки думалось - такое летать не может, но самолет разбегался и крутил виражи в небесах необычайно легко - именно благодаря необычному абрису крыла. Пример «Беркута» показывает, что нашим авиастроителям удается в отдельных случаях решать задачи, недоступные пока для зарубежных конкурентов. Но вот что касается продукции «массового потребления» - увы, была показана лишь одна «гражданская» новинка - лайнер среднего класса «Ту-334». Да и тот с импортными двигателями, ибо наши моторостроители, оказывается, не в состоянии сделать экономичный и мощный агрегат для массовых гражданских серий.
В этой связи внимание не могла не привлечь необычная «самоделка» подмосковных инженеров Бориса Чернова и Анатолия Уфимцева, прилетевших на выставку на ... яхте! Именно «летающей яхтой» окрестили зрители причудливую амфибию ЧУ-25, способную также плавать по воде и ездить (со снятыми, естественно, плоскостями крыльев) по дорогам. Это - не первое детище энтузиастов, создавших специализированное малое предприятие при ЦНИИСпецмаше, впитавшее в себя многие достижения отечественных оборонных технологий (основной материал - сверхпрочный и легкий арамидный пластик, вроде тех, из которых делают «бронежилеты»). И вот после целого семейства лодок и катамаранов - средство для передвижения в трех стихиях, воистину изделие для книги рекордов Гиннесса, А может быть, не для книги рекордов, а для широкого применения на необъятных российских просторах?
Опубликовано : газета «Совет», 25.08.1999 г.
Серия сообщений "
Инновации и инвестиции":
Часть 1 -
К вопросу о ваучеризации ПротвиноЧасть 2 -
Станут ли физики акционерами?...
Часть 43 -
Зеленоградский ИССИ-2 повторил судьбу УНКЧасть 44 -
Стартовали работы по созданию ИССИ-4 Часть 45 - МАКС-99: воевать готовы
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru