Что писала газета "Ускоритель" 20 лет тому назад

May 14, 2013 19:06


Страничка архивариуса № 173 /14 мая 1993 г./



20 лет тому назад ещё не было столь длинных майских каникул, какие случились в этом году, тем не менее редакция газеты ИФВЭ и города «Ускоритель» взяла едва ли не месячную паузу - с тем, чтобы после 17 апреля порадовать читателей новым выпуском от 14 мая. А многие (автор в их числе) хотели бы скорее увидеть официальные результаты голосования в городе по вопросам всероссийского референдума от 25 апреля (текст вопросов см. в предыдущей нашей «Страничке»). О них, и в целом об обстановке, в которой проходило это масштабное мероприятие,  рассказал председатель городского избиркома Владимир Чураков в интервью газете:

«Итоги кампании»

- Владимир Викторович, рас­скажите, пожалуйста, как про­ходила в Протвино подготовка к этому долгожданному мероп­риятию?

-  Я занимаюсь проведением выборов в нашем городе с 1989 года, и на моей памяти еще не было таких сложных в органи­зационном плане кампаний. Судите сами: седьмым съез­дом в декабре был назначен референдум на 11 апреля. На­чалась подготовка списков, ор­ганизация участков, формиро­вание избирательных комис­сий. Затем восьмой съезд от­менил свое решение. Работа, естественно, была свернута. В конце марта - новое решение очередного съезда: провести референдум 25 апреля. На его подготовку оставалось меньше месяца. Еще некоторое время мы ждали соответствующих ре­шений Центризбиркома и Мос­ковской областной окружной комиссии. Время для нашей ра­боты сократилось до двух не­дель. И если бы мы не имели добротного задела, если бы не самоотверженная - другого слова не подберу, - работа чле­нов избирательных комиссий, если бы не традиционная по­мощь предприятий - референ­дум в Протвино мог оказаться на грани срыва. Спасибо всем, кто нам помогал. Была обеспечена явка избирателей, организованы процедура голосова­ния и все сопутст­вующие меропри­ятия.

- В работе комиссий принима­ли участие представители раз­ных политических взглядов. Не мешало ли это?

-  Нет. Все, кто входил в ко­миссию, прекрасно понимали, что от их работы зависит очень многое, и прилагали все уси­лия, чтобы руководствоваться в своих действиях только Зако­ном и ничем более. Нашу работу на всех этапах контролировали наблюдатели. Правда, должен сказать, наблюдатель наблюдателю рознь. Наблюдатели от Совета ветеранов Протвино действо­вали спокойно и четко, и их вклад в работу был только по­ложительным. Но, к сожале­нию, были и другие "наблюда­тели", которые намеренно или ненамеренно создавали конф­ликтные ситуации, проявляли неуважение к избирателям и членам комиссий. Но, слава бо­гу, выдержка нашим людям не изменила.

- Владимир Викторович, гово­рят, кроме бюллетеней были найдены записки от лиц, кото­рым, видимо, очень хотелось высказаться по поставленным вопросам подробнее. О чем бы­ли эти записки?



- Да, мы действительно нашли в урнах две записки и письмо, которые я не могу привести здесь по той причине, что напи­саны они были в весьма грубой форме...

- Давайте попробуем срав­нить итоги референдума с ре­зультатами голосования протвиниев во время выборов пре­зидента в 1991 году.

- Тогда за Ельцина проголосо­вало 72,19 процента. В абсо­лютных цифрах сравнение вы­глядит так:

1991 г. - "за" -16471,  "против" - 5831;

1993 г. - "за доверие" - 13082, "против" доверия” - 4592.

Можно сделать вывод, что сейчас как "да", так и "нет" говорит меньшее число протвинцев, поскольку вы­сказали свое мнение толь­ко 67%, а не 80%, как это было два года назад».

Не правда ли, любопытно вспомнить - и то, как дружно мы ходили в ту пору голосовать, и как мы тогда голосовали в свободной, раскрепощённой обстановке честных выборов...

С этим материалом отчасти перекликается следующая (тоже редакционная) зарисовка:

«Мини - телеобзор» - Протвинское телевидение (сильно звучит, правда?) в конце апреля порадовало население, среди прочего, двумя сюжетами, которые вряд ли остались без внимания всех, кто на тот момент был осчастливлен возможностью смотреть мес­тный канал.

Телегруппа горсовета дала возможность некоторым протвинцам стать "звездочками" телеэкрана, выясняя прямо на улице у прохожих их мнение по предстоящему референдуму (кстати, результаты референдума в Протвино совпали с теми, что дал этот экспресс-вопрос).

Редакция поздравляет В. Базееву - она, на наш взгляд, удачно справилась с ролью ведущей!

Это было в пятницу, 23 апреля. А в воскресенье в передаче, подготовленной студией кабельного телевидения (ведущая - М. Космина), прозвучала даже песня о нашем городе (!), которая в совокупности с видео-сюжетами  о городе (постарались oпeраторы) нам ужасно понравилась, за что спасибо автору стихов и мелодии и исполнителю А. Курбаковой, и Ю. Нефедову, певшему вместе с ней, и аккомпаниатору Г. Хохловой. Правда, на сей раз герои передачи почему-то остались “за кадром” - их не показали...»

Вот так набирало силу наше нынче «матёрое» протвинское телевидение. Правда, на роль ведущих сейчас посторонних не приглашают…

Далее в выпуске следовало сразу четыре больших материала (каждый - на полосу и более), которые, в отличие от предыдущих, в этом обзоре можно процитировать лишь в небольшой мере.

Первым, по выбору редакции, идёт  развёрнутый отчёт, практически авторское  научно-публицистическое эссе о состоявшемся  масштабном по поднятым вопросам и собравшейся аудитории  (конференц-зал горадминистрации был полон) «круглом столе» -  с участием руководителей и ведущих специалистов городской администрации и самого Института. Текст так и назывался:



"Власть и наука за круглым столом": "Событие, о необходимости которого так много говорилось, после двух "репетиций" наконец-то состоялось! В середине апреля  лицом к лицу сошлись, с одной стороны, научно-технический совет и дирекция ИФВЭ, а с другой - предстввители городских властей (Малый совет, руководители администрации, ряда городских служб). Круглый стол приступил к обсуждению обозначенных в повестке дня "совместных усилий руководства города и Института в сохранении и развитии научного центра в города Протвино как наукограда". Два председательских места заняли, с согласия сторон, научный руководитель ИФВЭ академик А.А. Логунов и глава горадминистрации (мэр) Ю.А.Ильин..."

Поскольку эта статья в несколько изменённом виде и под названием [url=http://www.liveinternet.ru/users/rewiever/post276169971/] "Наукограда век недолог..."[/url]  всего сутки спустя после публикации  оригинала в "Ускорителе" была опубликована автором в газете правительства РФ "Российские вести", а посему присутствует в блоге обозревателя, вы имеете возможность прочитать её полный текст там. Здесь надо втиснуть несколько цитат из других авторов...

Далее в газете следует «почти философское эссе» Василия Бунакова, продолжающая цикл его размышлений о своеобразии и перспективах развития нашего города, задуманного наукоградом, но всё менее на наукоград похожем. Итак,

«Белый город на зелёном холме» - «…Если в прошлый раз речь шла об анализе сложившегося в Институте и городе положения вещей и о причинах этого положения, то теперь я попробую сказать, к чему, на мой взгляд, нам следует стремиться».

Далее текст разбит автором на несколько небольших глав, каждая со своим заголовком. Опуская некоторые из них (в частности, с обильным цитированием из писем Вернадского, написанным им в период эмиграции, когда он выбирал - возвращаться в свою страну или оставаться там,  и опубликованных в журнале «Новый мир» на пике перестройки), остановлюсь на следующих:

Главная опасность - Это, судя по содержанию этой главы,  следующее: «… одна из опасностей, уг­рожающих у нас нормальному тече­нию научной жизни - не вполне подходящая форма, в которой эта жизнь осуществляется. Другая и, пожалуй, главная опасность состоит в чрезвычай­но неблагоприятной обще­ственной атмосфере, склады­вающейся вокруг науки - в час­тности, здесь в Протвино. Науч­ное сообщество становится в городе инородным телом…»

Крик души - Здесь автор с болью замечает: «Я не перестаю удивляться убыванию человеческой энер­гии на протяжении жизни всего одного поколения. Ведь 30 лет назад на том самом месте, где мы с вами разглагольствуем, был темный сырой лес - и ниче­го больше, если не считать гор­стки энергичных людей, убе­дивших кого надо в необходи­мости создания Института», и призывает:

«каждому мыслящему чело­веку подошел срок выбирать: оставаться в России и пытаться что-то предпринять здесь... Я могу понять каждый из этих вы­боров, но я не понимаю той идиотской, гибельной середи­ны, которой придерживается большинство…». А что делать?

«нуж­но создать некое общее поле деятельности и нужно иметь  идеал - какой-то бе­лый город на зеленом холме, стоящий перед нашим мыслен­ным взором…»  И в качестве такого идеала он видит что-то вроде университетского городка…

Попытка обоснования - (здесь автор перечисляет имеющиеся пред­посылки для создания Универ­ситета в Протвино - впрочем, каждый старожил может сформулировать их и сам),  и красиво завершает  своё эссе:



«В про­шлой статье я утверждал, что Протвино - это "дыра", провин­ция. Точно так же говорят сомневающиеся в её притягательности для талантливых людей. Но вспоминается в этой связи одна из конфуциан­ских историй:

Однажды Конфуций решил поселиться среди варваров. Кто-то сказал ему: "Как вы смо­жете жить в таком захолустье?" -"Если там поселится благород­ный муж, - ответил Учитель,- то какое же это захолустье?"

Я еще раз хочу поблагодарить всех своих оппонентов и про­сто собеседников, которым небезразлична судьба тех мест, где они живут. Разговор обяза­тельно нужно продолжить: ес­ли он пробудит хоть в ком-то волю к настоящей жизни, его нельзя считать напрасным... И все-таки я не вижу других способов изменить ус­ловия человеческой жизни к лучшему, кроме как обратиться напрямую к человеку, к его ра­зуму и сердцу. Какими будем мы сами, таким станет всё остальное».

Подписан: «В. Бунаков, инженер».  Думается, что полный текст этой статьи может быть кому-то более интересен, чем эти краткие и субъективные (мой выбор) выдержки. Если это так - пишите мэйл, я вышлю, поскольку сканер и finereader  у меня исправно своё отработали.

Следующий материал был получен из предприятия АО «Протонтоннельстрой», которое в ту пору вёл затяжную борьбу за существование с конкурентом - предприятием «Тонот». Это ж надо было вмешаться в эту борьбу корреспонденту Андрею Васянину с февральским (???) ещё материалом  "УНК или метро на Тайване?" - редакция получила, казалось бы, «зубодробительный ответ»:

И УНК в Протвино, и метро Тайване!

«… Стремясь любыми путями от­нять у "Протонтоннельстроя" имущество, находящееся у них в аренде, руководители "Тонота" углубились в высокую пол­итику... Руководство "Тонот" неоднократно обращалось в разные инстанции с просьбой не реги­стрировать совместное с Тайванем предприятие "ПРО-ЛЬЕН" под вся­кими надуманными доводами, за которыми не стоит ничего, кроме борьбы за имущество в период приватизации. Относительно статьи в "Уско­рителе" можно сказать, что она является либо следствием несоблюдения г-ном Васяниным элементарных принципов жур­налистской этики, либо - что много хуже - является "заказ­ной"…

Конференция трудового кол­лектива Акционерного обще­ства "Протонтоннельстрой" по­ручает администрации защи­тить имущественные права кол­лектива в соответствии с дейст­вующим законодательством, а также обратиться в суд с иском к А. Васянину за публикацию в газете "Ускоритель" не прове­ренных материалов, с требова­нием о возмещении морально­го ущерба».

Принято на конференции трудового коллектива Акционерного общества».

Подписано уклончиво: "Протонтоннельстрой".  Тут надо заметить, что до суда дело не дошло, поскольку руководство ПТС всё-таки предпочло, видимо, иные пути своего дальнейшего существования, чем строка в Протвино. Здесь остался только «Тонот».

И последняя из больших публикаций этого выпуска - о джазе. Скорее даже - из «очень больших», поскольку в тексте на полосу указано «Продолжение следует». Итак,
«Поговорим о джазе»

От редакции: У многих протвинцев при произнесении словосочетаний "Джазовая федерация Протвино" или "Ас­социация художников Протвино" лица принимают ироническое выражение. И, между прочим, зря. Пото­му, что громкие названия - при таки не отвечающим этим названиям структуре, количестве членов и т.д. - вполне соответствуют творческой и организацион­ной активности этих, пожалуй, наиболее заметных субъектов артистической жизни нашего города. Художники и их выставки - частые герои сюжетов "Ускорителя".  Итак,

Деятельность Джазовой фе­дерации Протвино - в основном организаторская, продюсерская. И не только джазовая. Ведь для истинных ценителей не существует ни джаза, ни классики, а существует Музыка, какие бы формы (обусловлен­ные лишь временем) она ни занимала. Если вспомнить уходящий протвинский музыкальный сезон - а он длится примерно с сентября по май, - то из мероп­риятий, проведенных Джазовой федерацией, можно вспом­нить и российско-швейцарские концерты академической му­зыки в Доме ученых, и выступ­ление ансамбля "Глас", и фес­тиваль импровизационной му­зыки в ДК “Протон". Но попыта­емся разложить всё по полочкам.

Вокально-инструментальный оркестр "Мезон" - явление из числа редких. Существует он уже около 20 лет и состоит, ме­няясь незначительно от года к году в составе, из непрофесси­оналов, но работает на высоком профессиональном уровне. Ла­дно, господа скептики, не бы­вавшие на концертах "Мезона": играть джаз составом в 17 чело­век - занятие, требующее от каждого из исполнителей (да простит нас рок-н-ролл!) про­фессионального владения инс­трументом как минимум. А мак­симум - он был продемонстри­рован в концертах этого сезо­на...



Двумя месяцами раньше ДФ подарила протвинцам на­стоящий праздник классиче­ской музыки - международный мини-фестиваль из двух кон­цертов, прошедших в зале До­ма Ученых. Международным он стал после того, как принять участие в нем согласился швей­царский флейтист Кристиан Кустер. Он и вышел на сцену в первый день фестиваля вме­сте с известным мос­ковским пианистом и композитором Алек­сандром Мекаевым. В двух отделениях кон­церта звучали Бах, Моцарт, Шуберт, Пуленк. Мекаев - один из за­метных молодых мо­лодых пианистов на российской академи­ческой сцене. Его иг­ра получила прекрас­ную прессу после вы­ступления на фестивале "Московская осень-93", его записи часто звучат по радио. Мекаев  - выпускник Московской консерватории по отделению Фортепиано (класс профессора Е. Малинина) и композиции (класс Т. Хренникова). Стажи­ровался в Академии музыки в Базеле, где и познакомился с К. Кустером, в то время выпуск­ником-стажером Академии. Кустер учился з Академии, а до этого - в консерватории.. Они играли перед протвинской публикой вместе и по отдельности, и нельзя было говорить, что, ска­жем, Мекаев аккомпанирует Кустеру - этот аккомпанемент звучал просто отдельным про­изведением.

Звуки флейты, конечно, чару­ющи. Недаром Моцарт назва­ние этого инструмента в загла­вии одной из своих опер пред­варил словом "волшебная”. Трепетно и нежно звучала Флейта Кристиана Кустера (см. фото).

Следующий день был посвя­щен вокальной музыке. Роман­сы и арии из опер в сопровож­дении фортепиано А. Мекаева исполняла певица из Дубны Маргарита Арабей. Огромный успех у публики имела ария Травиаты из первого действия одноименной оперы. Не мень­шие овации заслужила и ария Тоски из оперы Пуччини. Мане­ра исполнения М. Арабей чрез­вычайно чувственна и проник­новенна. Хотя певица и не вхо­дит в число официальных “звёзд", с её голосом мало чей может сравниться - он по-джа­зовому гибок, в нем звучит жи­вая душа женщины».

Подписано: «Э. Осипов, А. Васянин, фото С. Токарева», - и, как я предупреждал,  «продолжение следует».

Когда? Будем смотреть в следующих выпусках «Ускорителя», вслед за которыми появятся и следующие наши «Странички». Но - 20 лет спустя…

Архивариус

А.Курбакова, Э.Осипов, Тонот, А.Васянин, Тайвань, В.Базеева, В.Чураков, М.Арабей, Ю.Нефедов, О джазе, В.Вернадский, М.Космина, Протонтоннельстрой, В.Бунаков, А.Мекаев, К.Кустер, С.Токарев, Б.Ельцин

Previous post Next post
Up