«Сидя в русском театре,
начинаешь понимать,
как советскому государству удалось довести страну до крайности:
добавьте к природной тяге к актёрству
непрекращающуюся пропаганду и бесконечные плакаты
и вы сможете приручить человека к нынешнему режиму.
Афиши, громкоговорители и личная склонность всё превращать в театр
способны убедить любого, что он играет ведущую роль
в большевистском пышном спектакле
и что без его участия
вся сценическая конструкция Советской России обратится в руины.
Ленин обнаружил, что медведи могут плясать,
а Сталин догадался, как вдеть им в носы кольца,
чтобы водить по улицам.
Но не скрывается ли где-то там,
за всей этой хитроумной эксплуатацией,
желание самого медведя, чтобы его водили?
Не по собственной ли воле люди выбрали тиранов,
которые подыгрывают их самым глубоким инстинктам
и освобождают от необходимости думать самостоятельно?»
Когда-то я
уже писал об этом замечательном и загадочном человеке - Памеле Трэверс.
А тут попались на глаза (спасибо Ибилгану)
отрывки из книги Памелы Линдон Трэверс «Московская экскурсия»:
Заметки английской писательницы Трэверс о Москве 1932 года.
Какой ясный незашоренный взгяд! Причем - в то самое время, когда европейские интеллектуалы распевали дифирамбы большевистскому режиму. А тут, в нескольких фразах, глубокое понимание и анализ ситуации - в парадоксальной манере, напоминающей Уайльда или Моэма.
Браво, "детская писательница"! ))