Mar 17, 2014 13:04
ОПЫТ СИНГАПУРА КАК ОТПРАВНАЯ ТОЧКА В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
(вторая редакция)
Сингапур это удивительная смесь опыта многих успешных стран.
ВЛАСТЬ КАК ЛОКОМОТИВ ПРЕОБРАЗВАНИЙ
Власть является ядром, жизненным центром организма, называемого государством, мотор который задает стратегические направления развития и «правила» жизни в государстве. Ядро это представляет собой бюрократическую конструкцию, превращенную в отряд, команду заинтересованных, замотивированных профессионалов государственного (административного) управления. Качество людей системы управления государства является гарантией эффективного развития или стагнации, загнивания и распада социального организма.
По Ли Куан Ю первейшие требования к управленцам и в первую очередь к главе государства - честность, патриотичность, мотивированность, компетентность, жажда знаний и поиска решения «неразрешимых» задач. Творец Сингапура считает, что обостренное чувство рисков, угроз для государства и его граждан - залог постоянной нацеленности на формирование заделов социального, экономического развития. В высшее звено управления отбираются разносторонне талантливые люди с обостренным чувством новаций глобального уровня. На поток поставлен отбор талантов в стране и за рубежом, их привлечение на сторону государства, постоянное системное обучение и повышение квалификации. В стране господствует система наставничества в воспитании кадров, развитии преемственности между поколениями.
ПОИСК МЕСТА В ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩЕМСЯ МИРЕ
Нынешний развитый мир охватил сильнейший социально-экономический, финансовый, инфраструктурный, демографический и ресурсный кризис, когда он совместится с природными и техногенными бедствиями, с войной, террором и бунтами низов - мы увидим, как от привычной демократии не останется и воспоминания. Следовательно, первое, на что следует обратить внимание - какова система власти, политический режим в государстве в большей мере соответствующий вызовам времени.
Во всех мировых рейтингах Сингапур неизменно входит в тройку лидеров по уровню образования, медицинских услуг, качеству жизни, отсутствию коррупции и глобализации экономики. Но правит бал там вовсе не демократия а «просвещенный авторитаризм». Команда верных своему народу профессионалов ведет избранным курсом к процветанию небольшое островное государство. Целесообразность выверенных, оперативно принимаемых решений определяет небольшая группа людей обличенных большим доверием сингапурцев, но в жизнь эти решения проводит армия высоко оплачиваемой, не коррумпированной бюрократии. Система работает в интересах большинства населения страны. Богатство в Сингапуре имеет широчайшую социальную базу, условия самореализации, перераспределения богатств позволяют минимизировать имущественный разрыв между людьми. Богатыми ощущают себя практически все граждане. В авторитарном Сингапуре бюрократия заботится о бизнесе и о будущем. В результате нищих в Сингапуре нет, а уровень социальных государственных расходов в ВВП - 20% - оказывается вдвое меньше, чем в Европе.
В Сингапуре реализована «модель авторитарной модернизации». Автор преобразований Сингапура Ли Куан Ю своевременно уловил тенденции перехода человечества к более высоким технологиям и нарастающему разделению труда на глобальном уровне. Найти место под солнцем в глобальном мире малому государству без приоритета субъектизации, то есть взращивания «среднего класса» и соответственно высвобождения низового предпринимательства невозможно.
Авторитаризм - расплывчатый термин. Жесткая власть в интересах большинства возможна при легитимности и высоком авторитете власти. И Ли Куан Ю в Сингапуре сочетал качества авторитарности и авторитетности в народе. Сам реформатор власть воспринимает как величайшую ответственность перед своим народом и тяжкий многолетний труд. Именно служитель - стратег способный сформировать команду управленцев из талантливых, честных граждан - патриотов необходим для подобного рывка в первый ряд успешных стран.
В Сингапуре очень строгие законы. Воровство, насилие, наркотики, коррупция наказываются смертной казнью в виде повешения. До сих пор существуют наказания кнутом. Ли Куан Ю считает себя отцом своих сограждан. Он заимствовал идеи и у коммунистов, и у капиталистов, лишь бы они были эффективны. Государство поощряет личное обогащение (сингапурцы на втором месте по уровню жизни в Азии, сразу за Японией, и вовсю играют на бирже), но общежития студентам предоставляются бесплатно. Разрешены все культы, но пресса подцензурна: ни одна газета не пишет ни о сексе, ни о политике. Ли Куан Ю строит школы для одаренных детей, для высокообразованных людей.
Народ в Сингапуре не устраивает бунтов, переворотов и не склоняется к поддержке оппозиции. Лучшим ограничителем для авторитарной власти явилась не свобода слова, и даже не свобода выборов, а уровень образования и уровень присутствия иностранного капитала.
ОЦЕНКА СТАРТОВЫХ УСЛОВИЙ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Ли Куан Ю умело инвентаризовал задел, оставленный острову со времен английской колонии. Умело было конвертировано в стратегическое преимущество удачное расположение: остров находится на пересечении важнейших экономических путей между Азией и Австралией. Через Сингапур и еще несколько соседних стран, идет непрерывный торговый и финансовый "поток", который делает этот регион крайне выгодным для ведения бизнеса: особенно транспортного и банковского, а так же создания необходимой инфраструктуры. В международном разделении труда был взят курс на развитие технологий производства электроники и «вечную» банковскую индустрию. В страну были приглашены лучшие ТНК с налоговыми каникулами до 5 лет и установлены контакты с 200-ми крупнейшими банками мира. Но такая интеграция с деловым миром планеты немыслима без языка этого мира. И английский становится официальным языком Сингапура. Наряду с тремя местными. Однако обучение в местных вузах идет уже только на английском.
Ли Куан Ю дал понять гражданам, что, если Сингапур не пойдет своим собственным путем, остров не выживет. Все, что у них было на старте, - это трудолюбивые люди, хорошая базовая инфраструктура и правительство, которое решило быть честным и компетентным. Воззрения лидера и его последователей со временем изменялись. Они верили в социализм, в то, что каждый сингапурец имеет право на справедливую долю общественного богатства. Позже они убедились, что для успешного развития экономики личная заинтересованность в результатах работы и вознаграждение за труд также являются жизненно важными.
Стабильность, порядок в государстве могут обеспечить заинтересованные люди. Такая заинтересованность диктуется, в том числе, собственническими качествами. Владение людьми качественным жильем делает их ответственными гражданами. С этой целью правительство учредило Управление жилищного и городского развития и Центральный фонд социального обеспечения, которые запустили ряд программ, нацеленных на обеспечение каждой рабочей семьи собственной квартирой или домом, выкупленными в собственность.
Созданная система обеспечила каждому гражданину его долю в богатстве страны и места в ее будущем. Сингапурское общество сформировалось из домовладельцев.
Следующим шагом модернизации страны было раскрепощение малого и среднего бизнеса, прежде всего низовое производственное предпринимательство. Для чего было снято административное регулирование и создан налоговый градиент в пользу инновационного развития.
Нельзя утверждать, что в конце 50-х в Сингапуре сформировался образ будущего государства, но основные его черты были заданы изначально. Безопасность граждан, экономическая свобода, раскрепощенная низовая деловая субъектность, достойный уровень жизни. Ли Куан Ю не стремился «изобретать велосипед» и предлагать какой-то «особый путь», как делают многие другие национальные лидеры. Он взяли на вооружение те рецепты успеха, которые уже показали свою эффективность в других странах, и применил их в специфических условиях своей многоэтнической страны (в Сингапуре проживают три крупных этноса - исповедующие ислам малайцы, исповедующие конфуцианство, буддизм и даосизм китайцы и исповедующие различные разновидности индуизма индийцы /в основном тамилы/, а также христиане). Лидер внимательно изучал и избирательно применял в первую очередь опыт СССР и США, реализовав тем самым «концепцию конвергенции» в её прагматическом, а не утопическом виде. От СССР он взял опыт ленинской «новой экономической политики» и «кооперативного плана», а также общую направленность «ленинской национальной политики», а от США был взят опыт конкретного финансового и налогового управления и регулирования, а также конкретные приемы проведения той же «национальной политики» в виде «программы аффирмативных действий».
Главным рецептом прорыва стало самоотверженное служение главы государства своему народу. Только лидеры такого типа адекватны в эпоху глобализации и модернизации. Текущий мировой кризис доказывает, что при переходе человечества от «индустриального общества» к постиндустриальному «обществу знания» - наряду с опережающим развитием высоких технологий - жизненно необходимо учитывать интересы всех социальных слоев и не допускать перепроизводства и перепотребления и вообще резкого материального и социального разрыва между людьми, скорейшего преодоления бедности.
Ценным активом власти является доверие людей. И власть в Сингапуре действует осторожно, чтобы не подорвать это доверие плохим управлением и коррупцией.
Другим ценным активом являются люди: трудолюбивые, бережливые, стремившиеся учиться. Хотя они и принадлежат к различным расам, власть проводимой справедливой и беспристрастной политикой позволила им мирно жить вместе.
Чиновники в Сингапуре имеют самые большие в мире зарплаты, чем компенсируется их честность и преданность государственному делу. Сингапур смотрится как воплощенная утопия совершенного общества. Какая-то помесь капитализма с социализмом.
СИНГАПУРСКИЕ УРОКИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
1.Мотивирование бюрократии к честному труду лишение ее возможности нетрудовых доходов
Борьба с коррупцией не кампания, а долгосрочная политика, воровство строго преследуется по закону, в государстве институционально созданы условия эффективного противодействия коррупции на всех эшелонах власти.
С 1959 года была выстроена жесткая система учета государственных активов, каждый доллар, поступавший в бюджет, был надлежащим образом учтен и доходил до своих получателей до единого цента, не прилипая по пути к чьим-либо рукам. С самого начала уделялось специальное внимание тем видам деятельности, где властные полномочия могли быть использованы для извлечения личной выгоды.
Главным органом, который занимался борьбой с коррупцией, было Бюро по расследованию коррупции (БРК). Оно было основано англичанами в 1952 году. «Новая власть решила сосредоточить внимание БРК на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкой сошкой борьба велась путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах путем издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важные сферах общественной жизни.
Для проведения в жизнь строгих законов была усилена судебная система. В 1960 году заменен устаревший "Закон о борьбе с коррупцией", принятый в 1937 году, и расширено определение взятки так, что оно стало включать любые блага, имевшие какую-либо стоимость. Отпала необходимость доказывать, что человек, получивший взятку, действительно имел возможность оказать требуемую услугу. С 1963 года ликвидирована анонимность, то есть ввели обязательное правило для свидетелей, вызываемых БРК для дачи информации. В 1989 году увеличен максимальный штраф, налагавшийся за коррупцию, с 10 000 до 100 000 сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 000 сингапурских долларов. Суды были уполномочены проводить конфискацию доходов, полученных в результате коррупции.
2. Удешевление системы выборов
Руководство Сингапура исходил из того, что избирательная система не должна быть дорогой, как, скажем, в Японии, или коррумпированной, как в Малайзии или Индонезии.
Сингапуру удалось минимизировать использование денег в избирательной борьбе. С 1959 года голосование в Сингапуре является обязательным, запрещена практика использования автомобилей для доставки избирателей на избирательные участки. У Партии народного действия (ПНД) не было необходимости пополнять казну после выборов, а в период между выборами не раздавались подарки избирателям. ПНД добивались того, что люди вновь и вновь голосовали за действующую власть потому, что создавались рабочие места, строилсь школы, больницы, общественные центры и, что было важнее всего, дома, которыми они владели. Эти социальные блага изменили жизнь людей и убедили их в том, что будущее их детей - с ПНД.
Таким образом, Сингапур продемонстрировал, что система чистых, свободных от денег выборов помогает сохранить честное правительство. А после сорока лет победы Партии народного действия на прямых выборах Сингапур отказался от партийной системы и создал первый в мире парламент "демократически назначаемых", а не избираемых депутатов, которые могли бы выражать независимые, непартийные взгляды.
3. Отыскание своей ниши в глобальной экономике, ставка на высокие технологии, преимущества информационной эпохи, капитализацию уникальных региональных, местных ресурсов, формирование собственного финансового центра
История сингапурского финансового центра, - пишет в своих мемуарах Ли Куан Ю, - это история того, как по крохам укрепляли доверие к Сингапуру как к месту, где бизнес ведется честно. Руководство государства воспитало чиновников, обладавших знаниями и навыками, чтобы они так регулировали и осуществляли надзор за финансовыми учреждениями и биржевыми организациями, чтобы свести до минимума риск сбоев в финансовой системе.
Заинтересованы и привлечены международные финансовые институты тем, что отменили налог на вывоз доходов, полученных вкладчиками-нерезидентами. Все депозиты, деноминированные в "азиатских долларах", не учитывались при расчете нормативов ликвидности и банковских резервов. И к 90-м годам Сингапур стал одним из крупнейших финансовых центров мира. По объему валютных операций Сингапур уступает только Лондону, Нью-Йорку и лишь немного отстает от Токио. Успех Сингапура побудил другие страны региона с середины 80-х годов развивать собственные международные финансовые центры, зачастую предлагая еще более щедрые налоговые льготы.
Приветствуя инвестиции, Сингапур вместе с тем в течение более чем трех десятилетий ограничивал доступ иностранных банков на местный рынок. В 1997 году это ограничение было снято. Сингапурские банки нуждались в приходе талантливых иностранцев и смене образа мышления. Осторожный подход помог пережить финансовый кризис, разразившийся в Восточной Азии в 1997-1998 годах. Сингапурские банки были в хорошей форме, фондовый рынок не лопнул. Потребовалось 30 лет с момента начала операций на рынке "азиатских долларов" в 1968 году, чтобы создать репутацию хорошо управляемого международного финансового центра».
4. Порядок как основа стабильности
Ли Куан Ю всегда был уверен, что людям, которые строят процветающее государство, ничего не должно мешать. Меньше всего он любит беспорядок, прекрасно понимая, что в страну с бесконечными забастовками никто не вложит ни пенни. И для начала одержал победу над местным профсоюзом сингапурских поденщиков. С забастовками было покончено. Параллельно граждан страны приучили (повально) быть доброжелательными и аккуратными. До сих пор в Сингапуре нет бомжей и загаженных улиц.
Межконфессиональный мир в многонациональном Сингапуре возник отнюдь не сам собой. Это продукт такой же кропотливой государственной прополки, как зелень и чистота на улицах Сингапура.
5. Эффективная власть на принципах меритократии
Ли Куан Ю с самого начала уделял огромное внимание образованию. Правительство оплачивало лучшим студентам образование за рубежом, в обмен на последующую работу в правительстве. В правительство идет «поштучный» отбор талантов собственных и приглашенных.