Экономика и гражданское общество

Jan 10, 2013 18:51


ЭКОНОМИКА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Принимая во внимание дозволенность высоким чинам командовать новыми для них (не мебельными) ведомствами, дерзнул отреагировать на статью из области, в которой не являюсь профессионалом.

С удовольствием прочел статью Алексея Михайлова «От экономики требуют невозможного» http://m.gazeta.ru/column/mikhailov/4911557.shtml Есть мыслящие люди в России.

Мы живем в глобальном мире, от него можно отгородиться только с ущербом для себя. Это совершенно не значит, что стоит слепо следовать развитым странам, повторяя их путь и ошибки. Искать свой путь исходя из национальных интересов, обдуманно применять чужой опыт - условие выживания. И в этом смысле согласен с автором, что чем раньше будет поддержана парадигма экономического роста, а не потребления, тем больше останется ресурсов последующим поколениям. Этот непростой поворот потребует политической воли руководства по выработке и удержании нового курса. Очень хочется надеяться, что нынешнее правительство РФ не станет «кабинетом упущенных возможностей». Гражданское общество может и должно стать партнером власти. Именно для этого следует действовать по «пробуждению»  гражданского общества при стареющем населении.

Если качество жизни определяет эффективная экономика, то, как минимум, гражданин обязан владеть азами экономической грамотности. Мы должны разбираться в актуальных вопросах экономики, это требование времени, не для критики правительства, а для исполнения личной экономической стратегии, для умелого выражения и отстаивания интересов граждан, социальных групп, социальных общностей. Пробелы в экономических знаниях компенсируются в «клубном» сообществе - новом социальном образовании, имеющем целью коллективное выживание в эпоху ВИКИномики.

Гражданское общество обязано иметь суждение по принципиальным экономическим аспектам развития государства, которое формирует условия реализации наших возможностей. Мы субъекты экономической деятельности и должны задумываться над вопросами:

- Меры недопущения  безработицы, особенно молодежной;

- Переориентация экономики с внешних целей на внутренние (не сверхприбыль от продажи сырья за рубеж в интересах избранных, а устойчивая сбалансированная по территориям экономика в интересах большинства);

- Способствование смене ориентиров кредитно-финансовой политики в интересах зарубежных центров валютной эмиссии к проведению национальной денежной политики, стимулирующей внутреннее развитие. Снижение процентных ставок до нуля, а по отдельным долгосрочным проектам развития инфраструктуры, до отрицательных значений;

- Мониторинг мировой миграции капитала, предложение мер по  "возврату" финансовых ресурсов, вывезенных из России;

- Адекватная оценка экономики «стареющего населения», выработка мер утверждения психологии умеренных трат пожилой частью населения России ранее отложенных накоплений, поощрение вложений во внуков и правнуков (инфраструктурные вложения);

- Воспитание гражданской культуры потребления ресурсов, благ, товаров, экономного расходования достояния России.

Слепо следуя экономическому опыту развитых стран, Россия рискует прийти к тому же результату, что и западные коллеги:

- снижение нормы инвестиций в ВВП;
- завышение валютных курсов для удешевления импорта;
- перевод производств в страны с заниженным курсом нацвалюты и дешевым трудом;
- импорт дешевых мигрантов для удешевления услуг, оказываемых внутри страны;
- «жизнь в долг» - заем у будущего и т. д.

Нынешняя экономика развитых стран в стремлении к максимальному потреблению,  перенесла производства в дешевые страны, а в результате недополучила доходы, на которые и должны покупаться товары. Доходы тоже ушли в развивающиеся страны. А в результате замедление экономического роста и затяжной кризис.

В России неблагоприятные факторы имеют тенденцию к суммированию. На фоне стареющего пассивного населения, преобладания тенденции вымирания и запустения территорий, переход к капитализму сопровождался деиндустриализацией, крушением кадровой системы, обслуживавшей плановую централизованную экономику. Смена политической системы сопровождалась переделом общенародной собственности на средства производства и ресурсы в интересах немеритократического меньшинства. На деле Конституция социального государства не является действующим основным законом. Государство не имеет артикулированных объединяющих общество масштабных сверхзадач и социальной основы единения. Перечисленные факторы свидетельствуют о пребывании государственной системы в неравновесном состоянии - кризис развития.

Смена парадигмы экономического развития без социально-политических преобразований не принесет ожидаемого результата. Важно формировать запрос внутреннего заказчика на развитие отечественной экономики от максимального потребления к росту в интересах большинства, а это и есть социально-политическая составляющая преобразований. И в этом вопросе трудно переоценить роль гражданского общества, его институтов по обучению граждан экономической грамотности и способности видеть между строк предвыборных программ политических объединений их истинную экономическую и социальную направленность.

При преобладании пожилого населения в России и экономика обретает "пенсионный" бренд и содержание.

В соответствии с принципами новой «пенсионной» экономики, становится логичным пересмотр отношения к задаче поддержания полной занятости, и прежде всего молодежи. Поколение, формирующее будущее России должно быть стопроцентно занятым. В этой связи, вынос в актуальную повестку российской сверхзадачи - освоение пустующих территорий, стимулирование активных жителей мегаполисов к переезду в малые города, создание сети экополисов, экопоселений, содействие на государственном уровне решение проблем российского села и деревни, не только формирует базу миллионов рабочих мест, но и способствует реализации осмысленной стратегии сбалансированного расселения и рационального размещения производительных сил России, решения демографической проблемы государства.

Перечисленные вопросы составляют лишь часть долгосрочной стратегии развития государства. И для полноценности этого документа в его создании должно участвовать общество. Инструмент для разработки стратегии уже создан - Открытое правительство. Важно, чтобы пар у этого «локомотива» не был потрачен только на свисток.
Previous post Next post
Up