Какова твоя дорога, старина?..
Дорога святого, дорога безумца, дорога радуги,
дорога пустословия - да любая.
Она ведёт кого угодно, куда угодно, как угодно.
«В дороге», Джек Керуак
Всё началось примерно восемь лет назад, когда под влиянием острой необходимости, а вернее, лютой неприязни к постсоветским поездам, я решил таки приобрести автомобиль. Уж очень меня запарило тогда нюхать сальные углы в ненавистном мной 375-м поезде в абсолютно каждом вагоне. За несколько лет регулярных поездок Харьков-Херсон я приложил свою руку с влажной салфеткой практически к каждому пыльному углу каждого купе всего поезда. Просто вынужденно выполнял чужую работу, потому как, в ином случае, приходилось ездить в напрочь пыльном и вонючем купе.
По сути, у купленной машины, а это была Мазда 3 по прозвищу «Матрёшка», с атмосферным двигателем 1.6, на механике, и с 90 тыс. (после предварительного скручивания) пробега, была одна единственная задача - с относительным комфортом возить меня из Харькова в Херсон, и обратно. Потому как для города есть велосипед, которого мне всегда и везде хватало для решения всех бытовых вопросов, что
жарким летом, что в
студёную зиму при -30°С и сугробами по пояс. Тогда так и было, и думалось, что всегда так будет. По крайней мере, практически все мои ровесники были при своих машинах по многу лет, а некоторые меняли их уже по N-ому кругу, но меня это никак не волновало. Покупать свой автомобиль ради факта его обладания или показухи не было никакого желания, и цели такой не ставилось.
Тогда я совершенно не подозревал, на сколько решение купить свою первую машину изменит мою жизнь и мои увлечения, при том, что начиналось всё для меня вполне обыденно: сдал на права, выгреб из под матраса кучу денег, в последний раз (О, боги! Наконец-то!) взял билет на поезд Харьков-Херсон в один конец, и уже следующим утром оформлял документы на свою Матрёшку.
Почему-то до сих пор я помню те ощущения, когда садишься первый раз в свой первый автомобиль, озираешься взглядом по интерьеру, и не можешь сообразить с чего начать. То чувство, когда руль с «поворотниками», педали и зеркала - это всё, что ты помнишь с уроков вождения, потому что всё остальное (включая замок зажигания и управление кондиционером) было вне твоего интереса и контроля. Пока тронулся с места - заглох раз триста, путая педали и передачи (ещё бы, после уроков вождения прошло уже несколько месяцев!).
Спустя примерно час кропотливого усердия и тренировок на пустынной херсонской улице, пугая редких пешеходов, уже вполне размеренно катился по улицам Херсона. Всё ещё перепуганный, не понимая габаритов машины, боясь ошибиться и расшибиться, но уже с верой в себя. К полудню того же дня, взяв волю руль в кулаки, я таки выехал на трассу, в сторону Харькова, редко-редко совершая свои первые, единичные обгоны попутных фур, а также вжимаясь вправо от гонзалесов со встречки. Естественно, придерживаясь скоростного ограничения в 90 км/ч вне населённых пунктов, потому что ехать быстрее тупо страшно.
Так, в день покупки своего первенца, я преодолел свои первые шестьсот километров. Моя первая Большая Дорога в первый же день владения автомобилем. Понятное дело, в тот день я ещё не испытывал какого-либо романтизма от процесса вождения. Тогда все мозговые усилия были направлены на вспоминание матов напутствий, гневно выкрикнутых моим инструктором по вождению за несколько месяцев до, а также на соблюдение правил дорожного движения и мер безопасности. Лишь спустя время, постепенно, чувство страха и усиленной сосредоточенности за рулём сменилось чувством уверенности, с получением удовольствия от вождения. В какой-то степени, очередной этап взросления - уже как-бы не дитё, катающийся «на лисапеде по тлотуалу», а со всеми, на равных, по-взрослому, хотя и с буквой "У" на заднем стекле. Теперь и музыка в салоне не отвлекает от манёвров, и крутилки климат-контроля настраиваешь не глядя, а параллельная парковка не привлекает никакого внимания со стороны - все движения естественны и ненапряжны.
Постепенно входя в зависимость от «баранки», незаметно наступил следующий этап автомании - тяга к автопутешествиям. Всего три месяца спустя, мы с женой решились на первую серьёзную Большую Дорогу в 1900 километров, давнюю мечту моей юности -
автопробег по Крыму. Тогда мы проделали петлю по всему ЮБК, через горные перевалы Крыма, активно практикуя торможение двигателем, и с ночёвкой прямо в нашей машинке, на заправке, спрятавшись от шума дороги за огромными фурами.
после ночёвки под Джанкоем
Затем, сквозь ночные туманы Херсонской области и видимостью в 3 метра, включив все доступные фонари, аварийки, и туманки в нашей Матрёшке. Помимо реализации мечты своей вьюности, мощной закалки в первом же автопутешествии, и успешного возвращения в Харьков, поездка прояснила следующую мысль - автопутешествие по Большой Дороге приносит уникальную эмоцию, которая остаётся недоступной при выборе уже привычного метода путешествия - на самолётах/поездах/автобусах.
в любую погоду
После успешного эксперимента с Крымом, мы с женой ещё много ездили по Украине, испытывая от каждой поездки особенное удовольствие - чувство свободы и независимости, когда машину заполняет любимая музыка - всё это сопровождало нас на протяжении многих тысяч километров. Затем, границы нашей свободы и наших возможностей сильно расширились шенгенскими визами, где за несколько отпусков мы обзавелись фотографиями, типа «Матрёшка на фоне немецкого замка Хохенцоллерн», «Матрёшка на фоне Эйфелевой башни», «Матрёшка во дворе старинного замка под Вроцлавом», «Я и матрёшка перед французскими горами Перинеи», «Матрёшка в австрийких альпах», «Матрёшка в Нормандии», и ещё много нашей, ставшей уже родной, Матрёшки-путешественницы на десятках тысячах километров европейских дорог.
Авто-путешествия для нас стали способом отойти от реальности, красиво «уйти в закат». Это способ расслабиться, послушать новую музыку в машине, поговорить о жизни, и даже, если хотите, способом избавиться от головной боли и нормализовать кровяное давление. Кажется, что выехав на трассу, все наши проблемы остаются где-то позади, в душном и суетливом городе. Как правильно кто-то высказался в интернетах, «В дороге время словно исчезает. Можно выбросить часы, если каждую ночь проводишь на новом месте.». Теперь, на долгие часы, мы с тобой замкнуты в маленьком и уютном пространстве, перемещающимся на большой скорости вперед, по Большой Дороге, которая проносится мимо городов и сёл, мелькая светом фар встречных автомобилей, иногда стуча сильным, но, по ощущениям, согревающим и уютным дождём по ветровому стеклу. Со всей присущей милой атрибутикой, как остановки в придорожных ресторанчиках, горячим кофе в подстаканнике, ночёвкой вдали от крупных городов, на ферме или в
старинном замке, или вообще в машине.
Вот это всё - важные детали, из которых состоит та самая Романтика Большой Дороги. То есть, дорога не ради места назначения, а ради самой Дороги, ради своей верной спутницы, и с лёгким чувством грусти, когда Дорога заканчивается в её конечной точке - в том самом душном и суетливом городе. Мы с женой называем это «Дорожная терапия».
"Люди, с которыми вы вместе путешествуете, не менее важны,
чем место, в которое вы едете.
Эти люди могут сделать ваше путешествие незабываемым"
© Некий единомышленник из просторов интернета.
В одной из поездок мы на столько увлеклись подготовкой, что взяли с собой одну из моей обширной коллекции моделек. Выбор пал на модель BMW Isetta. Наверное, потому, что своим причудливым дизайном с чемоданчиком на корме, она отдалённо напоминает мне голубого муравьишку Флика из мультика «A Bug's Life», которому не сиделось в своём муравейнике, и, не ожидая всеобщей поддержки, срывался в непредсказуемое и рискованное путешествие.
Ещё я испытываю какое-то особенное удовольствие от езды ночью. Когда неторопливо проезжаешь по улицам спящего, незнакомого городка, с почти полным отсутствием других участников движения. Этот городок проникает в салон твоего автомобиля насыщенным янтарным цветом от уличных фонарей и от мигающего света светофоров. Никто из нас не запомнил ни названия этого городка, ни даже примерно где он находится на карте, заехав в него лишь для заправки и горячего стаканчика кофе. Затем снова выезжаешь в манящую темноту трассы, с зависшим в небе светящимся сырным медальоном, и видимостью в пределах пятидесяти метров от переднего света фар, резко набираешь скорость, будто самолёт набирает высоту, прощаешься с городом-незнакомцем. А в это время, салон автомобиля заполняет атмосфера ночного спокойствия от безмятежной музыки, вроде
Röyksopp 'What Else Is There' или
Fever Ray 'Keep The Streets Empty For Me', и каждая развилка на трассе манит свернуть и укатить в следующую неизвестность.
Помимо ночных дорог, меня захватывают страстью горные дороги. Во время поездки по очередной горной дороге у меня не редко включается внутренний гонщик ралли, который скашивает углы поворотов на скорости, обгоняя попутных «слоупоков». Конечно же, (мама, внимание!) сохраняя управляемость и безопасность движения, и ровно до тех пор, пока моя пассажирка не начнёт просить пощады, чтобы я больше не крутил рулём так резко. Чтож, она права, я это знаю, но кто из вас не шалил на дороге?
Не смотря на весь позитив и романтизм Большой Дороги, автопутешествия всё ещё остаются выходом из зоны комфорта, а иногда, большим испытанием. Не смотря на комфортное перемещение, автомобиль - это значительная зона риска. Помимо банального риска попасть в ДТП, за рулём тебя могут подстерегать целое множество других неприятностей (животные на дороге, технические неисправности, криминал, борьба со сном, разбитые дороги, капризы природы, глухие пробки на трассе, и т.д.).
Достаточно сказать, что наши марш-броски по местам интереса на пару-тройку тысяч километров остаются за гранью возможного для многих наших знакомых, которые ограничиваются поездками «на пол бака».
Однажды был случай в Марселе, во Франции, в самом центре города. Мы ехали в самой обычной тянучке, остановились на светофоре, оказавшись зажатыми другими машинами со всех сторон. Как вдруг, с моей стороны и со стороны пассажира подбежали какие-то арабы, и очень громко начали что-то галдеть и совать нам через стекло сигареты, как бы на продажу, только всё очень бурно и шумно. В ту же миллисекунду меня как-будто поразило электро-шокером, и я начал бегло озираться по зеркалам и вокруг, и не ошибся - ещё несколько таких же южных прохвостов пытались открыть багажник и задние пассажирские двери.
Сложно описать испытанное в тот миг чувство шока, когда сидишь пристёгнутый, не имеющий возможности быстро уехать, арабы подпирают тебе двери, не давая возможности выскочить, а на заднем сиденье аккуратно лежали зеркалка и сумка с деньгами и всеми документами. Уже несколько минут спустя, когда мы были в нескольких кварталах оттуда, я мысленно поблагодарил судьбу, что в тот момент двери оказались заблокированы, а эти черти не догадались разбить стёкла, чтобы вытащить всё ценное, а ценного там, поверьте, было всё. Не смотря на то, что я находился в своей машине, тогда я почувствовал себя абсолютно беззащитным.
Трасса-Ожидание
Трасса-Реальность
Признаться, за эти годы было много разных увлекательных историй, связанных с Большой Дорогой в общем, и с автомобилями в частности. Как бы то ни было, позитивных историй и приятных воспоминаний всегда больше, а значит, ничего не сдерживает нас, чтобы вновь отбросить все насущные дела, и отправиться в новую Романтическую Большую Дорогу.
Далі буде.