У меня есть знакомый по имени Женя, который учился в лицее на год младше меня. Когда я был на 4-м курсе, Женя снял офис в районе Казакова, нашёл заказчиков и нанял на работу своих знакомых, в том числе меня. Компания занималась разработкой сайтов и программированием на Delphi для американцев. Это была моя первая серьёзная работа (с 40-часовой рабочей неделей). Через полгода американцы прикрыли заказы по Delphi, те кто занимались разработкой сайтов продолжили там работать, а нам с другом работы не осталось и Женя предложил нам пойти работать к его отцу в маленькую фирму, занимающуюся разработкой специальных устройств, а также софта для различных железнодорожных служб. Там мы тоже программировали на Delphi, несколько раз ездили в командировки :) это была хорошая работа для моего 5 курса, т.е. не такая изматывающая, позволяющая ещё и учиться. Нашим техническим руководителем была женщина, по совместительству вторая жена Жениного отца (не мать его). У нас было с ней отличное взаимопонимание, а она была довольна моей работой, и когда после 5 курса я стал искать более серьёзную работу с более интересной зарплатой, мы расстались в отличных отношениях, я иногда после этого даже заходил к ним принести новую музыку скачанную с инета, переписывался с ней по email.
25 декабря 2007 года Женя (за рулём), его отец (на переднем пассажирском сидении) и эта женщина (на заднем) ехали в Полтаву в командировку на Женином Mitsubishi Galant'e. Дорога была везде сухая, кроме одного 500-метрового участка, где было много скользкой грязюки - по предположению, перед этим вытаскивали из кювета какой-то трактор. На скорости 100-120 на этом участке Женина машина ушла в занос и её вынесло на встречку, по которой двигался Жигуль. Удар пришёлся на правую заднюю часть Галанта, в результате чего он перекувыркнулся через Жигуль и упал во встречный кювет. Результат: Женя (был пристёгнут) - практически не пострадал, его отец (был пристёгнут) - 2 недели пролежал в больнице, тоже без серьёзных травм, его жена (не была пристёгнута) - когда вытащили из машины, пульса уже не было. Водитель встречной машины скончался в больнице, его жена осталась жива (кто из них был пристёгнут - не знаю).
Конечно же, таких ДТП случается ежедневно сотни, но согласитесь, немного по-другому их воспринимаешь, когда они не с "кем-то", а с людьми, которых ты знал (я уже молчу о том, когда это твои близкие). Я это давно собирался написать в ЖЖ, но не хотел это делать до нашей поездки в Карпаты, чтобы зря не тревожить ни себя, ни других людей, которые за нас переживали.
А после того, как узнал об этом случае, разыскал в инете статистику, которая гласит следующее: вероятность смертельного исхода в случае фронтального столкновения для непристёгнутого увеличивается в 2.3 раза по сравнению с пристёгнутым, в случае бокового столкновения - в 1.8 раз, в случае переворачивания автомобиля - в 5 раз. Надеюсь, вывод из этого очевиден: если бы на заднем сидении она была пристёгнута, то скорее всего осталась бы жива. Поэтому недолго думая, я обзвонил все магазины в поисках замков для ремней безопасности на заднее сидение, которые почему-то в моей машине отсутствовали, и в итоге нашёл и поставил их - не в магазине, а через знакомого.
Ещё раз вдумайтесь в цифры - 2.3 / 1.8 / 5. Это цифры не просто сухой статистики, а булевской статистики - выжил / не выжил. Она ничего не говорит о степени травм. И я уже вижу, как некоторые думают: ну так ведь он ехал 120 по трассе, а в городе можно не пристёгиваться. Специально для вас - другая история, гораздо более безобидная, но весьма показательная.
Недавно (пару месяцев назад) мой коллега по работе Сергей купил себе машину - Mazda 626. Около 2 недель назад он ехал по улице Гоголя и пересекал Комсомольскую. Когда мы обсуждали, я не смог вспомнить - стоит ли там просто "Уступи дорогу" или "Стоп". Серёга утверждает, что "Уступи дорогу", хотя я не уверен. На точно таком же перекрёстке Гоголя - Шевченко точно стоит "Стоп". Впрочем, это не столь важно. Серёга пропускал большой джип, едущий по главной и не заметил за ним маленького Запорожца - начал движение, увидел Запорожец, тормозить было поздно, попытался уйти от столкновения рулём, в итоге Запорожец ударил его по боковой траектории и Серёга въехал правым боком в опору рекламного щита. Как вы понимаете, скорость его была 10-15 км/ч максимум, т.к. на перекрёстке он полностью останавливался и не успел бы набрать больше. Пусть километров 5-10 ещё ему добавил Запорожец. По его словам, в последние несколько секунд в его голове промелькнула мысль "во бл%%, а я же ещё и не пристёгнут". И даже на этой скорости он умудрился удариться головой то ли об потолок, то ли об лобовуху, и как рассказывает - голова у него болела целый день. Я думаю, выводы очевидны. Самое смешное, что рассказывая всё это, Серёга сказал что решил теперь всегда пристёгиваться, но почему-то даже после моего напоминания так и не пристегнулся, когда мы с ним ехали забирать новый бампер и крыло.
А вы всегда пристёгиваетесь?