Как Айвазовский стал первым русским художником в Лувре

Jul 04, 2019 00:47

О некоторых русских художниках-классиках XIX века можно говорить бесконечно долго, перечисляя все их достижения и заслуги, интересные факты из личной жизни, раскрывая тайны и секреты их мастерства. Один из таких - Иван Константинович Айвазовский, всемирно известный художник-маринист, вокруг имени которого до сих пор продолжают ходить невероятные истории и легенды.

Сегодня хотелось бы рассказать о нескольких годах жизни из биографии гениального мариниста, проведенных за границей, которые стали для него поистине триумфальными. А также о заслугах художника во время службы при Главном морском штабе военно-морского флота Российской империи в качестве живописца.

Стихия моря на полотнах и морские подвиги величайшего мариниста.

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии художеств за конкурсную работу «Штиль», 20-летний Айвазовский был премирован пенсионерской поездкой в Крым и Европу. А случилось это ровно за два года до ее окончания. Преподаватели единогласно решили, что все, что могли дать молодому талантливому студенту в стенах Академии - уже дали, и что пора отправлять его в свободное плавание, для самостоятельного приобретения опыта и мастерства.


Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. (1848 год.)

Но вскоре возникли обстоятельства, по которым поездку в Европу пришлось отложить почти на три года. Адмирал Черноморского флота Михаил Лазарев пригласил Айвазовского принять участие в боевом десанте к берегам Кавказа на флагманском корабле, чтобы запечатлеть для истории мощь русского флота и его оружия. Иван, еще в академии пристрастившийся к морским пейзажам и ко всему тому, что было связано с морем, был лучшим кандидатом для этой цели.

Для молодого художника этот поход стал, как и хорошей школой жизни, так и достаточно рискованным мероприятием. Ведь история помнит как погиб на борту боевого корабля выдающийся художник 19 столетия Василий Верещагин, буквально с кисточкой в руках, запечатлевая морское сражение во время русско-японской войны.


Морское сражение при Наварине 2 октября 1827года. (1846 год.)

Судьба к Айвазовскому оказалась более благосклонной - и тогда, во время первого боевого крещения, и позже, когда он уже будучи в чине живописца Главного морского штаба России участвовал в морских сражениях. В те времена к военным кораблям приставляли художников для того, чтобы запечатлевать разворачивающиеся боевые действия и их последствия. А это значило, что они постоянно, как и все остальные члены команды, подвергались опасности и могли погибнуть от шальной пули или снаряда.

Воскресший из мертвых.



Кораблекрушение. 1843 год.

Но Ивану Константиновичу однажды все же пришлось пережить в своей жизни невероятной силы морскую стихию, когда ему довелось реально посмотреть смерти в глаза. Это случилось как раз в конце пенсионерской поездки по странам Европы, в которую он все же отправился, вернувшись с Кавказа в 1840 году. По пути следования пассажирского парохода из Англии в Испанию в Бискайском заливе его настигла жесточайшая буря. Пассажиры, обезумев от страха и безысходности метались по кораблю. У художника, пытавшегося удержаться на палубе, также стыла кровь в жилах от ужаса. И тут в один момент он вдруг поймал себя на том, что невольно любуется удивительным видом бурлящего моря и робкими лучами солнца, пробивающимися сквозь грозные тучи. Этот зловещий и вместе с тем захватывающий вид на всю жизнь врезался живописцу в память. И когда в 1850 году он задумал свой "Девятый вал", именно этот момент всплыл у него перед глазами.


Спасающиеся от кораблекрушения. 1844 год.

Тогда чудом их корабль уцелел, и многим удалось сойти на берег в гавани Лиссабона. А к тому времени уже пол Европы облетела весть, что попавший шторм пароход с командой и пассажирами эатонул. В списках, включенных в некролог, было и имя Айвазовского.

У русских есть такая примета, если человека хоронят раньше времени - жить будет долго. Так оно и случилось. Иван Константинович прошел жизненный путь длиною в 82 года.

"Царь моря"


Буря на море ночью. 1849 год.

К месту будет вспомнить и еще одну небольшую легендарную историю, связанную с сакральным значением моря в жизни Ивана Константиновича. Она стала известна, благодаря очевидцу художнику Константину Лемоху. Как-то император Николай I, собираясь в море на колесном пароходе, пригласил с собой Айвазовского. А когда отошли от берега, очевидец стал свидетелем такой картины: государь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник - на другом. И Николай во все горло кричал: «Айвазовский! Я царь земли, а ты - царь моря!». И в этом действительно была львиная доля правды.

Заморская слава великого живописца



Венеция. 1844 год.

А сейчас самое время вернуться к живописной стихии моря, создаваемой мастером, в самом начале творческой карьеры. Именно в те годы художник приобрел мировую известность, став любимцем европейской публики.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе вскоре начали экспонироваться на выставках в Риме и сразу же принесли молодому художнику большой успех, с которым пришли и солидные доходы. Это дало возможность маринисту путешествовать по европейским странам, и он посещает Швейцарию, Германию и Англию и везде его творения вызывали ошеломительный успех у зрителей.

А в 1843 году правительство Франции изъявило желание, чтобы Айвазовский прислал свои работы для экспозиции в Лувр. В назначенный срок им были предоставлены в Париж три полотна: «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» и «Буря у берегов Абхазии».

В первые же дни после открытия экспозиции картины Ивана Айвазовского стали грандиознейшим событием в художественной жизни Парижа. Любоваться ими приходило тысячи зрителей. Давно уже парижская пресса не хвалила так работы иностранного художника.

А французы, покоренные талантом художника, буквально стали его боготворить. Их магически привлекали, озаренные праздничным светом итальянские виды и ввергал в глубокое осмысление сюжет об абхазских женщинах, спасенных русскими моряками и от морской пучины, и от поработителей.

А немногим позже, подводя итоги выставки, Совет Парижской Королевской академии художеств наградил мастера золотой медалью. Торжество Айвазовского в Париже поистине стало триумфом русского искусства. Молодому маринисту из России рукоплескал весь Париж, от широкой публики и круга даже непреклонных критиков - до парижских художников, искренне восхищавшихся талантом русского коллеги.

После такого ошеломительного успеха в жизни Ивана Айвазовского началась пора беспрерывных странствий. Его работы хотели видеть во многих городах Европы, а он сам "стремился увидеть все новые и новые приморские города, гавани, порты, слушать шум волн, наблюдать штиль и бури различных морей". Он любовался Лондоном, Лисабоном, Мадридом, Гренадой, Севильей, Кадиксом, Барселоной, Малагой, Гибралтаром, Мальтой… И этот список можно перечислять достаточно долго. Ибо, когда он покидал Европу в 1844 году, его заграничный паспорт уже имел вид толстой тетради (к паспорту подшивались дополнительные листы), где насчитывалось 135 виз.

И нужно отметить, что, невзирая на свой триумф, вернулся Айвазовский в Россию на два года раньше установленного срока. Причиной неожиданного его решения безотлагательно вернуться домой послужила статья, напечатанная в парижской газете, где говорилось, что "русский художник, ценя радушие и внимание парижан, намерен надолго и, возможно, даже навсегда поселиться во Франции".

Айвазовский был не на шутку оскорблен выходкой журналистов. Как могли подумать, что он, Айвазовский, смог променять родину на славу и благосостояние?! Поэтому художник немедля отправил в Петербург прошение с просьбой о разрешении вернуться в Россию, получив которое отправился в дорогу. По пути остановился в Амстердаме - колыбели морской живописи, где был радушно принят публикой и коллегами-живописцами. Более того, он был удостоен звания члена Амстердамской Академии художеств.

С небывалым триумфом летом 1844 года Айвазовский вернулся в Петербург и был буквально осыпан многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала). И со стороны Петербургской Академии он также был удостоен почетного звания академика. А было тогда новоиспеченному академику всего 27 лет...

Источник: https://kulturologia.ru

искусство, Работы ljuba_z

Previous post Next post
Up