Отец и мать Шарля Перро познакомились в церкви Сент-Этьен дю Монт. Возможно, это была любовь с первого взгляда, хотя согласно документам все очень похоже на брак по расчету. Пьер Перро, отец будущего писателя, приехал в Париж из Турина, его предки были торговцами, сам же он получил хорошее образование и стал адвокатом парижского парламента. Мать Шарля, Пакетт Леклерк, была из очень богатой дворянской семьи и, естественно, принесла мужу большое приданое.
У Пьера и Пакетт родилось шестеро сыновей. Через год после свадьбы, в 1609-м, - Жан, будущий известный адвокат, через два года - Пьер, который стал генеральным сборщиком налогов Парижа, еще через два года - Клод, врач и архитектор, автор Восточного фасада Лувра, через одиннадцать лет - Николя, доктор Сорбонны, и, наконец, 12 января 1628 года в Париже на свет появилисьблизнецы Франсуа и Шарль. Отец назвал их в честь французских королей - Франциска II (Франсуа) и Карла IX (Шарля). Франсуа умер через шесть месяцев после рождения.
Мать Шарля была образованная женщина, она сама учила сыновей читать и писать. Когда Шарль в восемь с половиной лет поступил в коллеж, отец ежедневно проверял уроки, он очень уважал книги, учение, литературу. Но только дома, с отцом и братьями можно было спорить, отстаивать свою точку зрения, а в коллеже требовалось зубрить, нужно было лишь повторять за учителем, и уж не дай бог спорить с ним. За эти споры Шарля и выгнали с урока. И тогда мальчик вместе с другом по имени Борэн занялся самоообразованием.Борэн приходил к Шарлю в 8 утра, они вместе занимались до 11, затем обедали, отдыхали и снова учились с 3 до 5. Мальчики вместе читали античных авторов, изучали историю Франции, учили греческий и латынь, словом, те предметы, которые они проходили бы и в коллеже.
"Если я что-нибудь знаю, - писал Шарль через много лет, - я обязан этому исключительно этим трем или четырем годам учения".
В 1651 году Перро вступил в коллегию адвокатов.Затем он становится одним из помощников Кольбера . В 1672 году Перро сочетается браком с Марией Гишон, с которой он будет иметь четверо детей. В 1678 году Перро овдовел.
В то время Перро был известен как автор торжественых од и аллегорические поэм. Позднее он особенно прославился как глава партии "новых" во время нашумевшего в свое время спора "древних" и "новых". Суть этого спора была вот в чем. В XVII веке еще царило мнение, что древние писатели, поэты и ученые создали самые совершенные, самые лучшие произведения. "Новые", то есть современникиПерро, могут лишь подражать древним, все равно они не способны создать ничего лучше. Главное для поэта, драматурга, ученого - это стремление быть похожим на древних. Основной противник Перро поэт Никола Буало даже написал трактат "Поэтическое искусство", в котором установил "законы", как писать каждое произведение, чтобы все было в точности как у древних писателей. Вот против этого и стал возражать отчаянный спорщик Шарль Перро. "За что так уважать древних? - писал Перро. - Только за древность? Мы сами - древние, потому что в наше время мир стал старше, у нас больше опыта". Обо всем этом Перро написал трактат "Сравнение древних и современных". Это вызвало бурю возмущения у тех, кто считал, что авторитет греков и римлян непоколебим. Тут-то Перро и припомнили, что он - самоучка, стали обвинять его в том, что он критикует древних потому лишь, что не знаком с ними, не читал, не знает ни греческого, ни латыни. Это однако было совсем не так.
Чтобы доказать, что его современники ничем не хуже, Перро выпустил огромный том "Знаменитые люди Франции XVII столетия", здесь он собрал более ста биографий знаменитых ученых, поэтов, историков, хирургов, художников. Он хотел, чтобы люди не вздыхали - ах, прошли золотые времена древности, - а наоборот, гордились своим веком, своими современниками. Так и остался бы Перро в истории только как глава партии "новых", но... В 1683 году умер Кольбер и Перро попал в немилость. Отныне ему доводилось перебиваться пенсией, однако руки господин Перро не сложил, а засел за сочинительство.
Но вот наступил 1696 год, и в журнале "Галантный Меркурий" без подписи появилась сказка "Спящая красавица". А на следующий год в Париже и одновременно в Гааге, столице Голландии, вышла книжка "Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями". Книга была небольшая, с простенькими картинками. И вдруг - невероятный успех! В сборник вошли сказки :
-Волшебницы»
-«Золушка»
-«Кот в сапогах»
-«Красная Шапочка»
-«Мальчик-с-пальчик»
-«Ослиная шкура»
-«Спящая красавица»
-«Рике-хохолок»
Сказки Шарль Перро, конечно, выдумал не сам, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он сел за сказки, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, но сам оказался отличным рассказчиком. Как настоящий сказочник, он сделал их ужасно современными. Хотите узнать, какая мода была в 1697 году - прочтите "Золушку": сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А дворец, в котором заснула Спящая красавица. - по описанию точь-в-точь Версаль! То же самое и язык - все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители Мальчика с пальчик говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам.
Свои сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего сына Пьера д'Арманкура, пытаясь оберечь свою уже сложившуюся репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром. В XX веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки действительно написаны Перро-сыном. Всё же, по-видимому, традиционная версия об авторстве более вероятна.
Умер великий сказочник в Париже 16 мая 1703 года.
На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием "Сказки о волшебницах с нравоучениями", причем озаглавлены они были вот так: "Сказка о девочке с красненькой шапочкой", "Сказка о некотором человеке с синей бородой", "Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах", "Сказка о спящей в лесу красавице" и так далее. Потом появились новые переводы, выходили они в 1805 и 1825 годах.
По материалам журнала "Костер" .
Charles Perrault