Караконджул. Замечания

Jan 07, 2012 00:08

В сочельник надо бы пояснить, откуда это сказка такая - Караконджул ( Часть 1 и Часть 2).

Полено, возможно, напомнит о Буратино. Во втором абзаце это уже коряга. На самом деле то был, конечно же, пень. И не простой. Не зря он валялся на заднем дворе. Не покойник ли дедушка притащил его из Черного леса? А зачем? Тоже хотел из него что-то сделать? И тоже не получилось. Но Буратино рано или поздно должен ожить.

Задний двор напоминает о французе-учителе, которого там повесил дедушка Пушкина, см. начало автобиографии, стр. 310, т. 12 ПСС. А столб - это история о том, как «ты тяни, а я буду толкать», см. германский фольклор и «Розарий» из сб. «В назидание любопытствующим» М.Р. Джеймса. Во всяком случае, это жертвенное место, неоднократно политое кровью и непосредственно связанное со жратвой. Ведь жертва-жрец-жратва слова однокоренные, (см. Срезневский, I, 890, П.Я. Черных, Историко-этимологический словарь, I, 306). Недаром рядом находится свинья.

Дедушка-покойник настойчиво вылезает, кажется, тоже из Пушкина: «Когда батюшка-покойник женился на покойнице-матушке». О, эти таинственные свадьбы мертвецов! О них следует рассказать особо.

Бабушка из Сербии, конечно, слабое место. Да и кто это позволил бы дедушке привезти ее в качестве трофея? Ну, опять же, Пушкин: Будрыс и его сыновья, хотя там была Польша, а, с другой стороны, песни западных славян. Да и что делать, если Караконджул родом с Балкан, а так хочется его поселить средь заснеженных равнин?!

Двор белеет от снега, это важно как приготовление к действу, белизна в данном случае имитация невинности. Снег закрывает колесо и столб, давние орудия пытки и казни, делает их двумя снежными фигурами, а рядом из снега едва виден холмик над берлогой караконджула.

Псиглавцы, или песьеголовцы, греч. кинокефалы - Из Энциклопедии сверхъестественных существ, М., Локид-миф, 1996. Псиглавцы - «В русском фольклоре чудесный народ, обитающий в Индии или царстве пресвитера Иоанна. По замечанию А.Н. Афанасьева, "русское предание однобоких, прожорливых великанов представляет с собачьими головами и называет их песиголовцами". В "Сербской Александрии" - апокрифическом повествовании о походах Александра Македонского говорится: "И землю за шесть дней пройдя, к псоглавым людям пришли; у них все тело человеческое. А голова песья; говорят же они так: то как люди, то как псы лают. Александр много их убил и землю их за десять дней прошел». Марко Поло помещает их на острове Ангаман (Андаман). («Знайте, по истиной правде, у всех местных жителей и головы, и зубы, и глаза собачьи…»). Страбон пишет о колодце кинокефалов в Аравии (кн. XVI гл.4), да ссылается на не дошедшие до нас труды Артемидора Эфесского.

Волкодлаки - Волкулак - ц.-сл. влъкодлакъ от волк и длак - шерсть, руно, волос, т.ж. воуркоулак от новогр. , вовкулак (укр. ), вавкалак (бел), wilkolak (пол.), vlkodlak (чеш.), вукодлак (серб. - у Пушкина и Толстого искаж. "вурдалак"), вороколак (болг.), vilkakis (лит. ), от древнегерманского wer - человек, wolf - волк, образовалось немецкое Werwolf, англ. Werewolf, фр. - loup-garou, итал. - lupo mannaro, порт. - lobishomen, древних римлян - faunus ficarius. Приметой В. является заметная от рождения «волчья шерсть» (србхор. «вучка длака», словен. Volcja dlaka на голове, ср. тождественные древнеисландские приметы - vargshar, «волчьи волосы» оборотня). (Брокгауз и Ефрон, 1892). Но наиболее древняя форма этого названия, по-видимому, состояла из соединения названий волка и медведя (прусс. Tlok - медведь, литов. - lokys, латыш. - lacis, родств. греч. -, хетт. - hartagga, др. исл. - art, и др.), как в тожд. по смыслу древнегерманских именах: др.исл. Ulf biorn, древневерхненем. Wulf-bero (ср. сочетание способностей становиться волком и медведем, описанных древнерусской книгой «Чаровник», запрещенной церковью). Другое древнее название - от слова vedati, укр. Вiщун (вовкун), др.чеш. vedi (волчицы-оборотни), словен. vedomci, vedunci, vedarci - волки-оборотни. (Иванов В.В. Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка. «Известия АН СССР, Серия литературы и языка, 1975, т. 34, №5.

Не к ночи будь сказано, на ночь глядя - повторяется здесь постоянно, как заклинание. Это и есть заклинание, и наличие этих слов в речи персонажей говорит о бессознательном желании противостоять колдовству колдовством. Наряду с наличием слов, почти о том же говорит и отсутствие слов, в первую очередь, имени мальчика.

Святой Христофор (букв.Христоносец) Кинокефал - святой мученик, жил в Ш веке и при императоре Декии обратил в христианство 50 тысяч язычников, за что был подвергнут истязаниям и обезглавлен около 250 г. По одной из версий выходец из земли хананейской, он был великаном и перенес Христа через реку. По другой версии был красавцем и попросил Христа обезобразить его, чтобы не вводить своей красотой в соблазн, за что и получил песий облик. Еще по одной версии происходил из рода песьеголовцев (кинокефалов). Похоронен с Сен-Дени. По примете обратившийся к Св. Христофору, в этот день не умрет неожиданной смертью. Поэтому Св. Христофора почитали моряки и солдаты. Память его 9 мая ст.ст. Изображения святого с собачьей головой были в ходу на Руси в XVI - XVII веках, после, по требованию митрополита Арсения, собачья голова на существующих иконах была исправлена на человечью. Иконы святого в собачьем облике являются большой редкостью. Одна из них находится в музее Ростовского кремля.
«Углицкая псалтирь 1485 года изображает фигуру Спасителя, а по сторонам ее - двух воинов с песьими головами… Этого мало: в иконописных подлинниках образовался даже особый древнерусский художественный тип с песьей головою…» Ф.И. Буслаев.
Также см. Barring-Gould….

Облакыгонештеи - Облакыгонештеи (облакопрогонники) от селян влъкодлаци нарицаются. Общеславянским является представление о том, что волколаки съедают луну и солнце (влъкодлаци луну изъдоша или слнце - из словенских летописей 13 века. Аналогично в рус. Начальной летописи.) См. также Номоканонес.

Свежатинка - Вообще-то ведь был Рождественский пост. Но он не строгий. И как не оскоромиться, если вот она, свежатинка?

Щука ломает лед - Во-первых, М.А. Кузьмин. «Форель разбивает лед». М. Павич «Внутренняя сторона ветра»: На Дунае щука глупее всего в феврале…

Дальше надоело делать замечания.

О караконджулах - вот то немногое, что могу сообщить: Словарь Славянских древностей, Монтегю Саммерс «История вампиров», только там он пишет о греческом варианте - «калликандзарос». Есть еще турецкая этимология в Мифологическом словаре. А Саммерс, конечно, авторитет. Только когда читаешь его труды, создается впечатление, что о мракобесии пишет еще больший мракобес. И вот еще из Интернета:

БЕРЕГИТЕСЬ КИЛИКАНЗЕРОВ И КАРАКОНДЖУЛОВ В "ГРЯЗНЫЕ ДНИ" С 24 ДЕКАБРЯ ПО 6 ЯНВАРЯ, ПРЕДУПРЕЖДАЕТ БОЛГАРСКИЙ ЭТНОГРАФ

СОФИЯ, 23 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Андрей Нарышкин/.
Свят-свят, спаси и сохрани /вск/ Сегодня в полночь на землю придет киликанзер: одноногий, одноглазый, покрытый колючками и шипами изверг, большой любитель человечинки. Он будет бродить во мраке и подстерегать неосторожных путников с полуночи до первых петухов. И так - до тех пор, пока 6 января не кончатся "грязные дни", и все "поганцы" не провалятся в тар-тарары. С тем, чтобы на следующий год вновь нагрянуть на этот свет незваными гостями.
Так гласит старинное болгарское поверье, позабытое всеми, кроме самых замшелых деревенских стариков, да этнографов. Не надо думать, что все это - бабкины сказки, предупреждает специалист по балканскому фольклору доктор наук Ангел Гоев из Габрово. "В наш технический век это кажется абсурдным, но я абсолютно убежден, что речь не идет лишь о суевериях", - говорит этнограф, посвятивший 30 лет исследованию народных обычаев и написавший несколько десятков монографий, в том числе о магическом искусстве своих предков.
Как считали когда-то болгары, в ночь на 24 декабря открываются врата небесные, исчезает граница между миром людей и потусторонним светом, где властвуют сверхъестественные силы. Время прерывает свой бег, Космос превращается в хаос, из которого потом вновь рождается новый мир. Может быть, совсем не случайно то обстоятельство, что некоторые православные церкви, в том числе русская, продолжает праздновать Рождество Христово 7 января.
А пока не народилось новое, утверждает поверье, на земле властвуют силы тьмы и их посланцы - киликанзеры, или, как их еще здесь называют, караконджулы. В этот период человек очень уязвим и может стать легкой добычей нечистой силы. Именно поэтому когда-то в "нечистые дни" в Болгарии устанавливалось табу на половые связи, православные не женились, не крестили детей, не устраивали посиделок, не начинали строить дом, а с наступлением темноты никто не переступал своего порога.
Классическим примером сверхъестественного на протяжении многих веков считались молнии, гром небесный и иные явления, связанные с атмосферным электричеством, напоминает болгарский ученый. Именно электричество оставалось энергией, которую практически все религии так или иначе связывали с божественным началом. Все было поставлено на научную основу, когда появился Майкл Фарадей и объяснил природу электромагнитного поля. Когда-нибудь придет время нового Фарадея, который тоже вполне научно растолкует, каким законам подчиняются те энергетические феномены, которые нынче проходят по разряду "нечистой силы".
Пока же давайте проявлять осторожность и не пренебрегать теми рациональными зернами, что содержатся в старинных поверьях. Береженого Бог бережет, а до 6 января осторожность нужна особая, напоминает Гоев.
Может, и прав доктор из Габрово? Кому, если не болгарам проявлять особую чувствительность к козням нечистого. Ведь именно на их земле возникло и пустило корни богомильство, оказавшее сильное влияние на катаров и альбигойцев, известных своими особыми отношениями с Князем тьмы.

Германский фольклор - «В Германии ожившие трупы преследовались - насильно помещались в могилы и прибивались осиновым колом к земле. Но ни один из них не собирался мириться со сложившейся ситуацией. Они лежали в абсолютной темноте и ждали освобождения. По этой причине люди, посещавшие поля и долины, предупреждались о возможной опасности прикосновения к любым столбам. Часто рискнувшие дотронуться до такого столба слышали несущийся из-под земли нетерпеливый, глухой голос. Кто-то требовал освободить его от кола, прибившего его к земле. «Тяни, - шептал голос, - А я буду толкать». «Привидения» серия «Зачарованный мир», М. Терра, 1996 стр. 111.
ЮД

С Рождеством!

сказки

Previous post Next post
Up