Полузабытое

Jan 25, 2024 00:49


 стишки



Старая гравюра из детства

И старый текст, якобы перевод (?) из Joannes de Flanders, -  не взыщите, это из детства



Директор в школьном кабинете

Листал бумаги, недвижим.

По лестницам носились дети,

А я прислушивался к ним.

На узкой кожаной кушетке

Поёрзав, застывал в тоске,

Болтал ногами. Запах едкий

Чернил, и крики вдалеке,

И этот кабинет казённый,

И этот голос монотонный

Такую грусть внушали мне,

Такую чёрную кручину,

Что не вздохнуть и не забыть,

Как будто в водную пучину

Навеки кануть - и не всплыть.

И думал, что теперь я школьник,

Ушли веселые года,

Я - узник, каторжник, невольник

Не понарошку - навсегда.

Прошли веселые недели,

Прошли отчаянные дни,

Уплыли игры, карусели,

Салюты, пушки и огни,

Они теперь чужой забаве

Положат сердце на весы…

***
Блестело зеркало в оправе,

Вздыхали на стене часы.

***

Но тает глупая забота,

И как-то так, без поворота

Подумал я - уж ты прости,

Что школьникам не так уж плохо:

Не стоит горестного вздоха,

Что утекает из горсти.

(И вот теперь я также маюсь -

Уже минуло столько лет,

О школьном времени вздыхаю

И помню старый кабинет).

***

Мы жили в барже на канале,

А школа - в парке у реки,

За нею - старые причалы

И доки - тоже старики.

Зимою баржа застывала

У Глиммингенского моста

По льду замерзшего канала

Мы мчались навестить места

Апрельских вылазок из классов,

Где все уроки и дела:

Удить марлинов у баркасов,

Нырять, в чем мама родила,

В глухие заводи у доков,

А вечерами - у огня,

Под скрип рангоутов и блоков -

Болтать о приключениях дня

Ушедшего и, предвкушая,

Что день грядущий принесёт, -

Угли с картошкам мешая

И враки с правдой, наперёд

Не веря, ни словам, ни клятвам -

Хотя божились и клялись -

Лежать и думать: необъятна

И бесконечна наша жизнь,

Как это небо над каналом,

А в нем навалом всяких звёзд,

Вон там ещё одна упала

В канал - а вон ещё - за мост,

А это значит - месяц август,

Раз в небе звездные дожди,

А сколько их ещё осталось

И сколько будет впереди!

«Послушай лучше: на причале,

Где жил, по слухам, старый Лис,

Недавно снова увидали

Следы чердачных красных крыс…»

И ты сидишь, не веря слуху,

Пока приятели твои

Раскручивают, что есть духу:

Про ужасы Мальпертюи,

Про страсти старого канала,

Могилу Гёца-старика,

Где из пучины выплывала

Его железная рука.

А дальше - больше, пуще, хуже:

Пошли про каменных старух,

И холод по спине утюжит,

И перехватывает дух,

И думаешь: «домой пора бы»,

А возвращаться далеко…

Из доков бросились оравой,

А там - кому-то прямиком,

Аллеями, кому-то - боком -

По переулкам, а кому -

Через трущобы, скоком, скоком,

Под мост, на баржу - одному.

***
И столько видится дорогой

В высоких брошенных домах,

За подворотнею убогой,

Где прячется и пялит страх

Глаза кошачьи, словно блики…

И ты несёшься у моста,

Спиною ощущая крики

И когти страшного кота,

А у воды пахнуло тиной,

Почти у дома - под мостом -

Гремишь по палубе аршинной,

Бегом до люка - а потом

Ныряешь вниз - и вот ты дома,

Оставив страхи за стеной, -

На ней по-прежнему знакомо

Картины дышат стариной.

***

На барже было так уютно!

Под плеск воды у берегов

Блестели в сумраке каютном

Ряды атласных корешков.

Вода покачивала плавно

Камин и кресла и кровать…

Под эту качку было славно

На сон грядущий почитать,

Под шум дождя неторопливо

Водя по картам корабли

До Магелланова пролива,

До рога Огненной земли.

Задраить свой иллюминатор

Забыть про город и про мир:

Теперь ты просто навигатор,

И для тебя - зенит, надир,

Компас и стаксель, ванты, рея

Зюйд-вест, Норд-Ост (не север-юг) -

Куда знакомей и важнее

Любых уроков и наук.
Previous post Next post
Up