Статья опубликована в 18 номере журнала "ХиП" (Художник и писатель в детской книге). Замечательная художница Елена Васильевна Сафонова была жительницей Плющихи. Потому и проходила в июне её выставка в выставочном зале «Вернисаж в Ружейном», расположенном в Центральной городской детской библиотеке им. А.П. Гайдара, неподалёку от дома художницы. В экспозиции рядом с иллюстрациями - живописные работы Сафоновой, театральные эскизы декораций и костюмов, рукописные книжки-картинки, маски, бусы, редкие фотографии из семейного архива.
Елена Васильевна Сафонова, младшая дочь известного дирижёра и пианиста Василия Ильича Сафонова, родилась в Москве. С 1921 года жила в Петрограде, где в 1926 году окончила ВХУТЕИН (ВХУТЕМАС). Со студенческих лет начала работать в издательствах «Петроград», «Госиз-дат», «Молодая гвардия», «Детиздат». С её рисунками было издано более двадцати книг. В 1928-1931 годах она сотрудничала в знаменитых детских журналах «ЧИЖ» и «ЁЖ», сблизилась с обэриутами. Но в 1932 году была репрессирована и выслана в Курск вместе с Даниилом Хармсом. Реабилитирована Сафонова была только в 1958 году.
Дружба связывала её со многими выдающимися детскими художниками и писателями: В. Лебедевым, Е. Чарушиным, П. Басмановым, Даниилом Хармсом, А.И. Введенским, историком искусства Н.И. Харджиевым и многими другими известными людьми культуры.
В 1935 году с замечательными рисунками Сафоновой издаётся «Гадкий утёнок» Андерсена, а в 1936 - «Доктор Айболит» К. Чуковского. (Айболит рисовался со Всеволода Константиновича Книппера, мужа старшей сестры Сафоновой Анны Васильевны Тимирёвой-Книппер.) В 1937 году Елена Васильевна для совместной работы с Б.С. Житковым над книгой «Что я видел?» переезжает в Москву. С 1943 по 1952 год издаются её книжки-игрушки и детские игры, в 1948 году на конкурсе игрушки в Загорске она была премирована за настольную игру «Наша Родина». Членом Союза художников стала в 1942 году. Елена Васильевна все творческие годы с увлечением работала в театрах страны, в первую очередь в московских, как художник-постановщик. Работы Сафоновой находятся в Русском музее, в музеях Перми, Брянска, Нукуса.
На вечере памяти Елены Васильевны в МОСХе в 1981 году Н. Харджиев сказал: «Она обладала необыкновенной способностью проникать в самые глубинные тайники человеческого сознания. При этом она относилась к людям весьма доброжелательно, была снисходительна к слабостям своих друзей, хотя и говорила о них со свойственным ей несколько абсурдистским юмором». Публикуем расшифровку аудиозаписи выступления Харджиева, любезно предоставленную ХиПу семьёй Сафоновых.
Её творчество ждёт издателя
В 1921 году Елена Васильевна поступила в Академию художеств, которую окончила через пять лет. Художественным факультетом, где она училась, руководил Петров-Водкин. Как живописец, Петров-Водкин не оказал на неё никакого влияния. Известно, что все ученики Петрова-Водкина, придерживавшиеся канонов учителя, стали более или менее неудачливыми его подражателями. В сущности, создать школу этому мастеру не удалось.
К сожалению, ранние живописные произведения Елены Васильевны, находившиеся у её сестёр, погибли во время ленинградской блокады. Случайно сохранилась единственная работа - этюд головы ребёнка. Чисто живописная пастозная лепка этого этюда не имеет ничего общего со стилизаторскими цветописными композициями Петрова-Водкина. Другое дело рисунок. В этой области Сафонова многим обязана своему академическому наставнику.
Ещё до окончания живописного факультета Елена Васильевна начала работать для печати, иллюстрируя преимущественно детские журналы. И это определило её дальнейший творческий путь. Вскоре она стала постоянным иллюстратором детских журналов «ЧИЖ» и «ЁЖ», чрезвычайно любимых маленькими читателями-зрителями. Для её тонких перовых рисунков характерно тяготение к чёткой конструктивно построенной форме. Сафонова никогда не была ученицей Филонова, но на некоторых её иллюстрациях, особенно на многофигурных интерьерах, сказалось влияние его школы. Быть может, применение композиционных и стилистических приёмов школы Филонова объясняется дружбой Сафоновой с одной из самых фанатичных учениц Павла Николаевича - Татьяной Глебовой.
Кроме журнальных рисунков к детским произведениям Даниила Хармса, Александра Введенского и других, Сафонова иллюстрировала ряд отдельных изданий. В том числе книжку Хармса «Озорная пробка», изданную дважды, книжки Введенского «Путешествие в Крым», «О девочке Маше, собачке Петушке и кошке Ниточке» и в его пересказе сказку братьев Гримм «Ёж и заяц».
Одно из крупных достижений Елены Васильевны в изданиях для детей - многочисленные микрорисунки к ставшей классической книге Бориса Житкова «Что я видел?». В сущности, эта книга, имеющая большую познавательную ценность, принадлежит двум авторам - рассказчику и художнику. В книге, рассчитанной на медленное чтение и соответствующее разглядывание, достигнуто полное единство текста и иллюстраций. Для совместной работы с Борисом Степановичем над этой книгой Сафонова покинула Ленинград и в 1937 году переселилась в Москву. Елена Васильевна иллюстрировала немалое количество книг и для детей старшего возраста. В её страничных перовых рисунках та же чёткая трактовка формы, но обогащённая серебрящейся фактурой.
Среди детских книг, оформленных Сафоновой, особое место занимает яркоцветная весёлая книжка «Река», предназначенная для дошкольников. В ней отсутствует какой бы то ни было текст. Книжку следует рассматривать по вертикали, так сказать, вдоль по течению реки. Малыш совершает воображаемое путешествие от верховьев реки, то есть от вытекающего из маленького озера ручейка с переходящими его вброд деревенскими мальчишками, до устья, по мере приближения к которому берега становятся всё менее извилистыми, река всё более и более расширяется. И по ней плывут сперва лодки, потом пароходики и наконец огромные трёхтрубные пароходы. Соответственно видоизменяются и прибрежные пейзажи: от деревянных мостиков до железнодорожных через реку перекинутых мостов и крупных индустриальных сооружений. Эту книжку следовало бы переиздать. Она не устарела, хотя и вышла свыше 50 лет тому назад в количестве всего 10 тысяч экземпляров. (1981 г.)
Н. Харджиев.
Николай Иванович Харджиев (1903 - 1996) -литературовед, искусствовед, писатель.
Он был известным собирателем и хранителем литературы и искусства первого русского авангарда, его участником. Умер в Амстердаме, куда уехал из Москвы в 1996 году.