Статья опубликована в 17 номере журнала "ХиП" (Художник и писатель в детской книге) С 24 апреля по 30 июля в Галеев Галерее состоялась выставка Алисы Ивановны Порет. В 2012 году исполнилось 110 лет со дня её рождения. Изысканную экспозицию составляли живопись, книжная графика, в том числе оригиналы иллюстраций к детским книгам - из музеев и частных коллекций, а также дневники, фотографии. Многое было показано впервые. Изданный Галеев Галереей красивый солидный альбом даёт полноценное представление о творчестве А.И. Порет, этой своеобразной «фигуры художественной и литературной жизни России ХХ века».
Л. Кудрявцева: «Ей повезло с учителями, - говорится в пресс-релизе выставки, - профессиональные знания, навыки и мастерство она получала от выдающихся педагогов». В Академии художеств она училась в живописной мастерской К. Петрова-Водкина, где одним из его ассистентов был П.И. Соколов, славящийся своим талантом рисовальщика. Занятия рисунком под его руководством - драгоценный опыт, который пригодился Порет в работе над детскими книгами. Затем наступил период её увлечения аналитическим методом П.Н. Филонова, она всю жизнь с благодарностью вспоминала своего учителя.
В конце 1920-х годов Алиса Порет начала иллюстрировать книги для Детгиза; Б. Житков, Н. Олейников, А. Введенский, обэриуты Н. Заболоцкий, Д. Хармс стали её друзьями. С Даниилом Ивановичем её связывали особо тесные отношения. Вместе они придумывали стихи и сюжеты для рассказов, всякие игровые ситуации и розыгрыши, в то время крайне популярные. Иногда переодевались для фотосъёмки и разыгрывали «живые картины» по классическим сюжетам. Постепенно в эту игру вовлекалось всё больше молодёжи: художники, музыканты, архитекторы; это была талантливая артистическая среда, пренебрегавшая сложными условиями предвоенной жизни.
После войны Алиса Ивановна поселилась в Москве и на какой-то момент ощутила себя изгоем: долго не было работы, привычный уклад и своеобразное ленинградское окружение остались лишь в воспоминаниях… Общительная Порет с конца 1940-х и до начала 1980-х годов написала с натуры множество своеобразных портретов своих новых московских друзей, пленённых не только её даром живописца, но и талантом остроумной рассказчицы, очаровательной собеседницы и яркой выдумщицы. Она любила, когда её называли «прекрасная Алиса».
Будучи сотрудником журнала «Детская литература», я была тому свидетельницей - Алиса Ивановна, нарядно одетая, читала отрывки из своего дневника у нас в редакции, где-то в середине 1960-х годов, они были полны очаровательного юмора; во втором номере журнала в 1968 году я опубликовала статью И. Рахтанова о Порет «Притягательный мир подробностей» с иллюстрациями, ею самой отобранными; в артистически декорированной квартире Алисы Ивановны в доме композиторов (Огарёва, 13) я не раз слушала её живые остроумные комментарии к своим портретам. Она умела и вкусно готовить и угощать. У неё был звонкий голос с неунывающей интонацией, свойственной её поколению, но чувствовалось, как она одинока.
Ильдар Галеев
«Я НИКОГДА НЕ ХОТЕЛА КАРАБКАТЬСЯ НА ЛЕСТНИЦУ СЛАВЫ»
…Первые детские книги Порет, в которых ярко выразилась её творческая индивидуальность, - «Железная дорога» 1929; «Гражданская война», 1929; «Как победила революция», 1930 и другие, - наглядно свидетельствуют о ней как о графике, своим почерком противостоявшем «Лебедевской школе». Порет опиралась в иллюстрациях более на принцип «сделанности» и «работу точкой», пытаясь подражать наивному детскому рисунку, в то время как Лебедев требовал от художниковиллюстраторов детских книг максимальной обобщённости рисунка, его живописности и отказа от натурализма или стилизованного примитивизма. Порет принадлежала к «вражескому» стану - кругу Петра Соколова, оппонента и критика Лебедева в вопросах книжного оформления.
«В.В. Лебедев ставил мне палки в колёса с самым безобразным и необъяснимым усердием. Лебедев после книжки “Как победила революция” перестал мне давать работу и все последующие книжки (за редким исключением, когда он был в отпуске) шли под именем Татьяны Глебовой» (художницы и подруги Порет. - И.Г.), - писала Порет в своих воспоминаниях.
На мой взгляд, одна из лучших книжек Алисы Ивановны этого периода - «Чьи это игрушки?» с текстом Э. Паперной и И. Карнауховой 1931 года. В ней она изобретательна как художникмодельер высокой моды и проявляет поистине безграничную выдумку в конструировании одежд для игрушек экзотических народов мира. Ощутимо то удовольствие, с каким Алиса наряжает манекены в фантастические одёжки с рюшечками, фартуками, накидками и платками, словно не наигравшись ещё в кукольные истории и засидевшись в девичьих фантазиях.
Немного остановлюсь на «взрослой» работе Порет, признанной искусствоведами одной из самых значительных в её книжной графике и, возможно, одной из лучших в русской иллюстрационной гофманиане - «Житейских воззрениях кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана 1936 года, увы, так и не изданной. Хотя нельзя тут не упомянуть и её необычайно выразительный цикл иллюстраций к карелофинскому эпосу «Калевала» издательства «Academia» 1933 года.
Начиная с первой картины - «Портрета Крейслера» на фронтисписе, - Порет заявляет о принципиально новом подходе к иллюстрированию классического произведения, отличного от методов советского книжного оформления тех лет. Порет старается следовать магической прозе Гофмана, но не путём механической передачи фабулы, а эмоциональнодраматическим накалом, натянутой, грозящей оборваться струной души героя. В портрете капельмейстера чувствуется эта двойная вибрация: одна обусловлена внутренней одержимостью Крейслера, другая - обречённостью мира внешнего. Изысканная игра чёрнобелого пространства листа достигается приёмом процарапывания без применения белил.
В «Портрете кота Мурра» само изображение лишено многозначительности. «Кот учёный», как и полагается, позирует с пером и свитком, обратив свой взор прямо на нас. Рисунок «Я сам комета…» - один из наиболее удавшихся в этом цикле. Порет наполняет его символистским звучанием, где кот и комета сливаются в один знак, маркирующий свойство прозы Гофмана - ускользающее волшебство.
Герои этой серии иллюстраций Порет разыгрывают спектакль. Участвуют в её «фильме», подобно тому, как реальные друзья, повинуясь воле постановщика, исполняли роли в её домашних фотосессиях или мелькали в её же дневниковых мистификациях.
Алиса Ивановна любила рисовать котов, особенно в детских книгах, они выходили у неё наивными и мило простодушными, но в них всегда видна лукавая рука мастера. Нередко общий тираж (с переизданиями) её книг доходил до фантастических цифр. Её очаровательная книжка «Котёнок» с текстом Михалкова вышла в 1950 году шестимиллионным тиражом, абсолютно немыслимым в наше время.
Пожалуй, самая известная книга Порет «ВинниПух и всевсевсе» Алана Милна в блистательном переводе - авторском пересказе Заходера. Сначала она вышла в издательстве «Детский мир» в 1960 году тиражом в 215 тысяч, а потом в 1970м в «Малыше» - 150 тысяч, в 1975м тот же «Малыш» попросил Алису Ивановну нарисовать книжкукартинку «В гостях у ВинниПуха», что она и сделала, весело изобразив забавного героя в восемнадцати цветных картинках.
В первом издании Алиса Ивановна реализовала грандиозный замысел - около 180 иллюстраций, которые
размещались на каждом развороте большой по формату книги. Чёрнобелые рисунки тушью подкупают необычайно нежным отношением художника к персонажам сказки. В развороте, посвящённом «Искпедиции к Северному полюсу» Кристофера Робина, в невероятно длинной процессии нашлось место по ранжиру всем её участникам, включая самых крохотных жучков и паучков.
Порет было не просто соперничать с классическими иллюстрациями британца Шепарда, придумавшего ещё в 1920е годы персонажей Милна. Её рисунки не повторили первоисточник. Если у Шепарда забавные игрушки антропоморфны, их повадки напоминают и в чёмто даже повторяют поведение людей, то мягкие игрушки Алисы Ивановны - такие, как они есть: из опилок, мешковины и старой ваты. Только иногда, в волшебные моменты, с ними происходит чудо перевоплощения; но их никак не притянуть к человеческой природе, не заставить быть подобными нам.
Строгий и придирчивый Борис Заходер на одном из сигнальных экземпляров первого издания поблагодарил художницу тепло: «Дорогая тётя Алиса! Спасибо тебе, что ты так хорошо нарисовала. ВинниПух и все остальные. С наилучшими пожеланиями. За неграмотных - Борис Заходер».
Алиса Ивановна, конечно, знала себе цену, идя по жизни с высоко поднятой головой. Она написала в 1974 году в одной из дневниковых тетрадей: «Сегодня день моего рождения опять совпал с Пасхой, а в Доме архитектора открылась моя первая большая выставка, а в Доме писателей повешены мои рисунки к детским книжкам. Я никогда не хотела карабкаться на лестницу славы - это так же трудно, как играть на рояле - и руками и ногами одновременно. Руками тянуться всё выше, а ногами отталкиваться от тех, кто лезет за тобой. Мне судьба сделала чудесный дар - мне не нужно было ни за что бороться…»