Зачачье

Apr 18, 2013 15:15



Диковинное это название объясняется очень просто: село за рекой Чача.
С такой же неизбежностью село за рекой Зазой будет называться Зазазье, за рекой Разой - Заразье, за рекой Серой - ... и т.д. Можно долго упражняться.
С Холмогорского тракта прекрасно видно, как горделиво поднимает к небу свою единственную кубоватую главу Никольская церковь, как стоящая рядышком Дмитриевская словно греется на солнышке.
Правда, солнышко на обратной дороге, нас уже не радовало, что видно и по фотографиям.




Село древнее, о чем говорит любезно присланная Данилой Дубшиным (Шишом московским) интереснейшая его (села, а не Шиша) летопись. Вот отрывки из нее:

"1812 год, високосный
Емца вышла из-подо льда 30 апреля, замерзла 28 нояб[ря]. Весна тихая, приятная; сев ранний, всходы хорошие. Появилась странная комета, звез­да с хвостом, и каждую ночь ярко горела. Все с ужасом глядели, и диви­лись, и ждали чего-то необыкновеннаго. Урожай был хороший. Этот год нам памятный в русском народе: случились великие события. Жатва изо­бильна, давно такой не помнили - как бы только жить да радоваться; изо­билие и ягод. А между тем не весел был православный народ, у всякаго тяжело было на сердце, потому что грянула туча, вторглись несметные пол­чища Наполеоновы, взяли у нас Москву белокаменную. Что-то будет? На­род призывают в ополчение, у нас многие охотно [о]тправились поколотить французов, через наше место проходили войска из Архангельска на Москву и разстанавливались по крестьянам в деревнях и обучали молодых [сол]да­тиков. Война началась с 12 июня (...) После Бородинской битвы зашли в Москву, но наши ее зажгли. Но после многих битв Наполе[о]н проиграл войну, и разились бегством из Москвы, голодные и холодные. Время осе­нью была морозная, до вначала зимы 25-30 градусов. (...) И в день Рождества уже мы праздновали и торжествовали свое избавление от нашествия галлов с 12 языками. (...) Осенью была большая вода, топило на лугу много сена; у нас в Зачачье [нрзб] дол­гуши, пожни, бол[ь]шие дожди.

(...)
1904 год
Урожай всему удовлетворительный. Зимой на нашу страну напала какая то страна Япония. Где она и больша ли, сначала мы не знали. Ну, говорили все у нас, Японию рус[с]кие шапками закидают.(...) Но нашим войскам приходилось все время отступать от японской армии, что старики и мы были очень удивлены, почему так: Россия, наша страна, ранее всех врагов била, а тут какая-то Япония и колотит русских?"
(...)
1907 год
Весна ранняя, всходы хорошия; урожай хорош. В наше место были выс­ланы политические, которые жили на квартерах у крестьян и с каковыми я познакомился (...) У них брал читать книги политическаго содержания, потом и выписывал сам, и брал кое у кого таковых. И тут я узнал, почему мы проиграли войну с Японией и какое управ­ление стоит сейчас в нашей стране под руководством Николая Романова. Нас научили новых песен: Марсельезу, «Смело, товарищи, в ногу...», Варшавян­ку, Интернационал и кое других - похорон[н]ый марш. Я, как способный и любитель таковых, скоро все усвоил и был среди ребят запевалом. Вечера­ми пели ка[к] на подгорах, а когда и на деревни. Милиция слышала, но ис­полнителей было много и было свободно."

Замечательный документ, не правда ли? И само село прекрасное. Оба храма стояли ранее в Емецком погосте, но по просьбе крестьян из перенесли в Зачачье в конце XVII века. У Никольской церкви первоначально было шатровое завершение, но после ремонта из-за ветхости его заменили на кубовое. Величественное здание, настоящий древнерусский богатырь!




























Фото Александры Кириллиной

Архангельск, фотоархив, наши поездки

Previous post Next post
Up