«Гроза двенадцатого года» в НИИ реставрации Ровно 200 лет назад состоялось крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года - 7 сентября русские и французские войска сошлись на Бородинском поле. К историческому юбилею в Научно-исследовательском институте реставрации начали готовиться задолго.
"Восстановленные реставраторами кавалерийские сабли - среди самых интересных экспонатов выставки. Такому собранию позавидуют многие музеи. Именно с таким оружием ровно 200 лет назад в бой ходили офицеры гусарских и казачьих полков. Каждому воину хотелось подержать в руках заветное «золотое оружие».
«Это сабля наградная. Саблю присылали из кабинета императора, саблей награждали офицеров за их поступки. Таких сабель существует, по нашим данным, всего 13 экземпляров. В музеях - всего 9, в крупных музеях», - подчеркивает заместитель директора ГосНИИР Дмитрий Антонов.
Часто реставраторам приходится работать с наградами. Среди них - серебряная медаль за участие в боевых действиях на Владимирской ленте, медаль за взятие Парижа и самый редкий комплект прусских наград из двух крестов. Такими награждали русских гвардейских офицеров, участников сражения при Кульме. Эти награды можно увидеть на портретах участников Отечественной войны. В экспозиции - предметы и картины из семейных собраний реставраторов.
«За этим стоит весь наш коллектив, друзья Саввы Ямщикова. Когда мы узнали, что мы работаем над этой выставкой, они предложили какие-то свои работы. Бюллетень великой армии № 19, листовка распространялась в армии Наполеона, сводка о военных действиях на войне. Это был период оставления Москвы, время пожара Москвы. История, связанная с поджогом Москвы, как захватили Кремль французы. Одна из наших коллег переводит нам этот текст», - поясняет руководитель вставочного отдела ГосНИИР Нина Зайцева.
Еще за несколько лет к празднованию юбилея начал готовиться реставратор и художник Юрий Козак. В его серию «Гроза двенадцатого года» вошли живописные работы и графика. Наряду с массовыми батальными сценами он показывает женское лицо войны - портреты Дуровой и старостихи Василисы.
«Мне хотелось в своих рисунках и картинах изобразить не декоративную сторону войны 1812 года, потому что именно ее, в основном, любят воспроизводить и в реконструкциях, и во многих живописных произведениях. А именно драму войны, где главные потери были не боевые. Убивал голод и холод, главным трудом были марши и тяжелые условия войны. Соответственно, этот декоративный вид армий, когда красивые мундиры, начищенное оружие, красивые эмблемы, составлял любимый императорами декор. Существовал он, в сновном, в Петербруге и Париже, - рассказывает реставратор и художник Юрий Козак. - В основном, война была кровавой и грязной. Именно атккую войну мне хотелось изобразить в своих пастелях и масляных работах. Война 1812 года более любой другой доказывает: проворный, пафосный героический пласт вторичен на любой войне. Героизм войск не падает от того, что их одели скромно их выносливаость превалирует над храбростью».
Памятником эпохи 1812 года является и сам дом, в котором располагается Научно-исследовательский институт реставрации. Совсем скоро здесь, в уютном дворике, откроют аллею славы, которую украсят оригинальные скульптуры работы Дениса Петрова. Первыми здесь установили памятные бюсты Кутузова, Ермолова и Багратиона".
Видео с открытия:
Click to view
ул. Бурденко 23, усадьба Палибина. Метро Парк Культуры или Смоленская.
В рабочие дни с 11 до 19 часов. Вход бесплатный.