От
ai_ka мне
достался Олдос Хаксли "О дивный новый мир".
Иначе как басню я эту книжку воспринимать не могу. Знаете, как "Свинья под дубом", где декорации и персонажи не важны, а важен некий диалог, в котором содержится какая-либо мораль. Так и тут: ощущение, что все писалось ради предфинального диалога между Дикарем и Главноуправителем Мустафой Мондом. Все остальное: сюжет, персонажи, фон - набросаны крупными мазками, невооруженным взглядом видны фанера и клей, отсутствует внутренняя логика и правдоподобие во всем, начиная от социально-политического устройства, заканчивая технологиями.
Диалог же сводится к элементарному. Дикарь: "Без превозмогания и боли человек - не человек!"; Главноуправитель: "Счастье в стабильности, всеобщей занятости и ограничении популяции пассионариев".
Причем, меня не покидало до конца (и так и не покинуло) недоумение: "Я не понял, Олдос, ты за меня или за медведя?":) Поскольку позиция Главноуправителя более сильная, несмотря на всю монструозность и неправдоподобие возглавляемой им системы. Ну и, не смотря на то, что аргументация обоих сторон в диалоге сильно храмает, в петле в финале оказывается Дикарь.
Единственное, стоящее в книге - это узнавание описанных методов достижения счастья и стабильности в окружающей российской (да и не только) действительности: с зомбоящиком, алкоголизацией, люмпенизацией, мракобесием и неприкрытым попустительством наркомании самого низкого и разрушительного пошиба.
Из забавного. Очень повеселил мелькающий периодически эпитет женской привлекательности: "А вы не находите, что эта девушка очень пневматична?" ;)
P.S.
Следом за Хаксли прочитал пелевинский S.N.U.F.F.
Ну, так нечаянно вышло.
Вряд ли Пелевин что-то стащил у Хаксли. Но сделано по той же лекале: обстоятельства и ситуация набросаны грубыми штрихами. И у меня теперь ощущение, что я целую неделю слушал "радио-шансон" - хочется помыть глаза с мылом. На мой вкус - переизбыток грязной игры в слова... И вообще, антиутопия - это не мое. Они все одинаковые - тоскливые, вымученные и скучные.
Правда, морали\мыслей у Пелевина больше чем на один диалог. Да и персонажи поживее.
И да - мы все биороботы, чего уж там.;)
Не могу отделаться еще от одной ассоциации, прям отличный саундтрек на финал:
"...Она шептала: Мой милый!,
Он шептал: Отползай!.
Было ясно как день, что им не уйти далеко.
Восемь суток на тракторе по снежной степи...
Красота никогда не давалась легко.
Под Тобольском есть плес, где гнездится минтай,
И там подземные тропы на Цейлон и в Китай -
Где летучие рыбы сами прыгают в рот,
Ну, другими словами, фэнг-шуй да не тот,
У нее женский бизнес;
Он танцует и курит грибы.
Старики говорят про них: Ом Мани Падмэ Хум,
Что в переводе часто значит -
Нога судьбы."
(с) Аквариум "
Нога судьбы"