Предвеликопостные ремарки
pretre_philippe February 28th, 15:37
Сщмч. Ириней Лионский (из послания к епископу Римскому Виктору по случаю спора о Пасхе), см. у Евсевия в «Церк. Ист. (V, 24):
«Разногласят не только об этом дне (Пасхе), но и самом образе поста: ибо одни думают, что должно поститься один день, другие - два, иные - больше, а иные - сорок, притом мерой своего дня почитают часы дневные и ночные. Такое различение в соблюдении поста произошло не в наше время, но гораздо раньше, у наших предков, которые, вероятно, не соблюдали в этом большой точности, и простой, частный свой обычай передавали потомству. Тем не менее, однако же, все сохраняли мир, и мы живем между собой в мире, и разногласием относительно поста утверждается единомыслие веры. Пресвитеры, до Сотира управляющие той Церковью, которой ты ныне управляешь, именно: Аникита, Пий, Гигин, Телесфор и Ксист, ни сами не соблюдали этого обычая, ни своим не позволяли соблюдать его. И, несмотря на это несоблюдение, они тем не менее сохраняли мир с приходившими к ним из тех Церквей, в которых тот обычай был соблюдаем, хотя соблюдение его для несоблюдавших весьма резко бросалось в глаза; и за этот обычай никто никогда не был отвергаем…».
То есть: современные упреки многих православных католикам, - что они, мол, посты не соблюдают или смягчили их до крайности, - таким образом, бьют мимо цели. С точки зрения церковной практики первых веков современный подход в католицизме вполне вписывается в общее многообразие практик древней Церкви. И, в конце концов, апостол Павел пишет: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест; ибо Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим господином он стоит или падает. И будет восставлен, ибо силен Господь восставить его. Ибо один различает день от дня; а другой судит одинаково о каждом дне. Каждый в собственном убеждении да будет тверд» (Рим. 14, 3-5).
А вот информация из Православной Энциклопедии (статья «Великий пост»)
http://www.pravenc.ru/text/150109.html «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно... в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц... и постятся только 3 пятидневия... те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково - 40-дневным... одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц... одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22)
Затем дело двигалось к большему и более строгому единообразию.
56-e Правило Трулльского собора, например, гласит:
«Уведали мы такожде, яко в Армянской стране, и в иных местах, в субботы и воскресные дни святыя четыредесятницы, ядят некоторые сыр и яица. Того ради за благо признано и сие, да Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается, якоже от всякаго заклаемаго, такожде от яиц и сыра, которыя суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены».
Это уже явно противоречит той информации, что дана у Сократа Схоластика.Согласно которому, не только у армян и «в иных местах» до того вкушали по субботам о воскресеньям 40-цы молочную пищу, а, судя по всему, до VII в. это не было редким явлением. Но монашеская дисциплина победила.
Но даже и в XII в. была, например, такая практика в отношении других постов, по свидетельству еп. Никодима (Милаша), ссылающегося на Вальсамона:
«Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III (1084-1111), по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней (πλήν έπταήμεροι), так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней (μία γάρ τεσσαρακονθήμερος νηστεία έστίν). Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода» (толкование на 69-е Апост. правило).
К чему это все я? Да просто знание церковной истории с ее разнообразными практиками и пастырями, и пасомыми зачастую предохраняет от буквоедства, от боязни пастырям давать благословение на послабление поста, не только тем больным, кому это несомненно требуется, но и, например, школьникам старших классов в часы их учебы и студентам, водителям и многим другим, занятым на разных хлопотных или вредных производствах. И от боязни у наших прихожанок, не дай Бог, в гостях или при каких-то иных обстоятельствах рыбку лишний раз скушать. Монашеская практика хоть и победила, и утвердилась в своем единообразии, но все-таки коренится она все равно в монастырской жизни. С более, чем 200 постными днями в году, согласно ныне действующему в Русской Церкви Иерусалимскому уставу с XV века. А до того, между прочим, был на Руси Студийский устав, в постном отношении менее строгий… И более подходящий, кстати, к нашему российскому климату (в Палестине и Египте при их жаре большую часть года как-то и не тянет есть много животной пищи).
И вообще, «блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает», по словам апостола Павла (это из сегодняшнего чтения на Литургии, Рим. 14, 23). В отношении поста каждого это уж точно верно.
По свидетельству Сергея Фуделя, «В конце XIX века был такой уже судебный случай. Деревенская девочка возвращалась после пасхальных каникул из дома в школу и несла с собой немного денег, корзиночку с домашними пирогами и несколько штук крашеных яиц. На дороге ее убили с целью ограбления. Убийца был тут же пойман, денег у него уже не нашли, пироги были съедены, но яйца остались. На случайный вопрос следователя, почему он не съел и яйца, убийца ответил: «Как же я мог? Ведь день был постный»».
Это, конечно, крайний и курьезный случай. Но наш чисто-«русский» подход к постам у людей определенного психологического типа довольно живуч и коренится, судя по всему, в глубине веков. Можно обругать ближнего, обидеть его, обмануть, унизить, и совесть вскоре отпустит, особенно и не потревожив. А вот не дай Бог «оскоромиться», даже невольно, случайно! - ужас…
Разумеется, как отмечает о. Александр Мень, «Следование установленному посту, а не тому, который каждый изобретает для себя, есть акт добровольного принятия руководства Церкви». Я сам как священник пощусь так, как принято в нашей Церкви, и лично мне это ни разу еще не пошло во вред, а только на пользу. Но строгость в отношении самого себя никак не может мешать снисхождению в отношении других.