Пушкин и обнуление

Jan 13, 2022 14:28

(Что увиделось двум Александрам)

Бесхитростную, на первый взгляд, но блистательную поэму Александра Пушкина «Граф Нулин», которая зачастую воспринимается как стихотворная повесть нравов, современный критик Александр Архангельский, известный многим по телеканалу «Культура», возвёл в ранг очень сильного обобщения.

Не без оснований, конечно: Пушкин сам вынашивал планы создания произведения, где одним из героев выступал влюблённый демон-соблазнитель. Отсюда и «соблазнительное происшествие» в поэме, подобное тому, «которое случилось недавно в моём соседстве в Новоржевском уезде».

Но что там ночное событие с Нулиным и смазливенькой мелкопоместной барыней Натальей Павловной, - это же неудавшаяся попытка соблазнения России Западом! (Не думайте: мол, только мы обеспокоены предгрозовой атмосферой на политнебосклоне, Пушкина тоже волновала тема нашего вечного противостояния, но не в связи, конечно, с расширением небезызвестного военного блока на восток.)

Она заведомо обречена, считает критик, - попытка поделить Россию «на нуль» (ассоциации, вызванные фамилией заезжего ловеласа и его коляской, свалившейся под откос). На ноль действительно не выполняется деление, и каждый школьник знаком с этим арифметическим правилом. Но и умножать-то ведь тоже нельзя - просто всё обнулится, превратившись в ничто, в пустоту. И вообще надо бы оставить этот злополучный ноль в абсолютном покое, и при расстановке политических игроков не трогать бы его...

Такой вывод из предложенной критиком метафоры напрашивается невольно. А дальше я смотрю, когда же подписали в печать эту книгу «Герои классики: продлёнка для взрослых», потому что уж очень мощные параллели получаются. Вышла она, оказывается, за два года до того, как…
«Интрига разрешается ни во что, обнуляется», заключает автор и призывает нас читать «Графа Нулина».
Нам остаётся только проследить, как будут дальше развиваться события, нарушающие простое арифметическое правило; игнорируя его, можно запросто оказаться двоечником.
Может, и впрямь именно так всё и случится, как увиделось двум Александрам: сначала одному, а потом другому?

Иллюстрация Константина Сомова, 1899 год


Русская литература

Previous post Next post
Up