Чёрные ангелы майдана

Jul 09, 2014 19:54




Киевская площадь Независимости, по-украински «майдан Незалэжности», явилась очагом двух т. н. цветных революций: «Оранжевой» зимой 2004-2005 и «Евромайдана» 2013-2014 гг. Поэтому ещё в 2004 году само действо по свержению избранного законным путём президента в народе прозвали «Майданом», прочно связав его с местом проведения.

В 2001 году площадь подверглась капитальной перестройке, обогатившись множеством новых интересных архитектурных сооружений. Композиционной доминантой реконструированной площади стал «Монумент Независимости Украины» - 52-метровая колонна, увенчанная фигурой девушки (Берегини) в украинском национальном костюме с калиновой ветвью в руках. Очень познавательный анализ этого довольно странного объекта можно прочесть в статье Андрея Ваджры « Пустота украинского триумфа».

Однако речь пойдёт о другой примечательной статуе майдана - фигуре «Архангела Михаила», водружённой на так называемых «Лядских воротах». «Так называемых» потому, что данное строение никакого отношения ни ко внешнему виду древних Лядских ворот (о нём мало что известно), ни к точному месту их расположения (которое является предметом споров историков) не имеет. Таким образом, нынешние «Лядские ворота» являются исключительно плодом фантазии современных архитекторов, а выбор названия для них обоснованно вызывает вопросы.

Дело в том, что, как свидетельствуют летописи, во второй половине ноября, а по другим данным, в начале декабря 1240 года, именно через Лядские ворота в осаждённый Киев вошёл хан Батый со своим воинством. В мощных фортификационных сооружениях города-крепости эти ворота явились наиболее уязвимым местом, позволившим свирепому врагу ворваться в древний Киев и подвергнуть город настолько тяжкому разгрому, что последовавший за этим упадок растянулся на долгие столетия.

Так кому же и зачем могло прийти в голову отождествить вновь построенные ворота с Лядскими, сыгравшими в истории Киева столь трагическую роль? Поскольку ответ найти вряд ли удастся, будем считать этот факт странным совпадением, коих в дальнейшем повествовании будет ещё немало. Например, такая деталь: оба «Майдана» разгорались в то же время года, что и взятие Киева войском Батыя - в ноябре-декабре.

Но вернёмся к статуе «Архангела Михаила», установленной на выуженных из исторического забытия Лядских воротах, чей облик также вызывает ряд вопросов (фото можно увидеть здесь и здесь). Бросается в глаза ярко выраженая телесная мощь молодого широкоплечего мужчины, чья половая принадлежность, помимо развитой мускулатуры, подчёркнута такой анатомической деталью, как тщательно проработанный кадык. Подобная трактовка образа Архистратига Михаила совершенно не характерна для православной иконографии, в традициях которой принято изображать ангелов в виде бесполых существ с нейтральной внешностью. Удивляет также и неуместный для главы небесного воинства радикально чёрный цвет тела, оттеняемый раззолоченными одеждами и крыльями.

Такие нарекания чёрный ангел вызвал в среде духовенства. Так, новостной сайт kiev.segodnya.ua сообщал 31 июля 2007 года:

Наместник Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел требует от властей демонтировать памятник на Лядских воротах из-за его несоответствия законам скульптуры и православным канонам. «Нынешний архистратиг Михаил не отвечает библейскому образу. Ангел должен быть светлым», - сказал архиепископ.
<...>
«Сейчас эта статуя больше напоминает римского воина, какого-то вратаря или культуриста, готового в любой момент нанести удар. Его образ должен быть совершенно другим, - разъяснил нам Андрей Коваль, сотрудник пресс-службы УПЦ МП. - К небесному покровителю Киева необходимо относиться с большим уважением: скульптура не должна подчеркивать принадлежность к мужскому полу, в частности мускулистость. Ангелы вообще бесполые существа».
Кому же чёрный «культурист» готов нанести удар? Ответ становится очевидным, если взглянуть на этот снимок.

Как раз напротив майданного чёрного ангела находится упомянутая выше «Берегиня», олицетворяющая собой независимую Украину. Очередное странное совпадение. Впрочем, учитывая тот факт, что и сомнительный архистратиг, и «нэзалэжная» дева изваяны одним и тем же скульптором - Анатолием Кущом, совпадение едва ли можно счесть случайным и обе скульптуры логично рассматривать как единый художественный ансамбль. Таким образом, «лядский вратарь» угрожает независимой Украине. Довольно символично в свете результатов состоявшихся у его ног «майданов», не правда ли? Кстати, ещё одна пикантная деталь состоит в том, что моделью для «Берегини» послужила дочь скульптора - Кристина Катракис, являющаяся гражданкой США. Это также весьма символично.

Остаётся лишь добавить, что, невзирая на тщетные требования православного духовенства, вызывающий обоснованные сомнения в своей принадлежности к небесному воинству чёрный «Михаил» по-прежнему присматривает за происходящим на Майдане со злополоучных «Лядских ворот», а 21 декабря, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, объявлено государственным праздником - «Днём достоинства и свободы» в честь начавшихся в этот день, якобы стихийно, обоих «майданов»: и «Оранжевого», и «Евро-». Совпадение, разумеется, чисто случайное.

Впрочем, всем выше перечисленным интересные факты, связанные с чёрным изваянием пана Куща, не исчерпываются. Википедия нам сообщает, что до реконструкции площадь Независимости украшало другое изображение Архистратига Михаила авторства некоего Георгия Куравского, но «в 2001 году было принято решение заменить скульптуру на более внушительную и её убрали с площади». Прежний архангел стоял на месте нынешнего постамента с глобусом, также малопонятного по своей символике (его видно на этом фото под правым крылом нынешнего «Михаила»). В этой же статье приводится довольно любопытный факт: «при демонтаже скульптуры Куравского из постамента вывалился большой камень и покалечил несколько человек». Досадная случайность, не так ли.

Какова же дальнейшая судьба этой статуи? Ниже в этой же статье Википедии говорится, что «скульптуру планировали подарить Харькову в годовщину его 350-летия, но памятник подарили Донецку. <...> Скульптура была установлена в мае 2002 года у Свято-Преображенского собора в Донецке» (фото). По странному совпадению и этот «Архистратиг Михаил» почему-то дьявольски чёрен. Однако по степени «внушительности», сиречь агрессивности, и раззолоченности он действительно сильно уступает кущовско-лядскому.

Надпись на постаменте памятника гласит (перевод с укр.): «Пусть хранят вас силы небесные! Жители г. Киева дончанам от чистого сердца. Май 2002 г.». Не будем гадать, связаны ли нынешние трагические события, происходящие в Донбассе, с данным подарком Киева, ныне от «чистого сердца» истребляющего жителей региона всей мощью своих вооружённых сил. Вероятно, это очередное странное совпадение.

А что же Харьков, так и остался без подарка? Нет, не обошёл Киев вниманием и наш город, и Харьков тоже получил своего «чёрного вестника».


 
 
Надпись на постаменте гласит (перевод с укр.): «От города Киева - городу Харькову, 2004 г.»
В том же году состоялся «оранжевый майдан» в Киеве, отозвавшийся эхом безумия и в Харькове. Видимо, эта скульптура с самого начала предназначалась Харькову, потому Киев не стал тратиться на позолоту, да и сама чёрная краска оказалась невысокого качества, за десять лет полиняв под харьковским солнцем и дождями до грязно-тёмно-серого цвета, оставляя на колонне зелёные подтёки. Очевидно, была изготовлена на Малой Арнаутской улице, как и контрабандное средство «Титаник». Да и сколы на углах смотрятся не лучшим образом. Но это так, предположения.

А факты следующие: Киев одарил два крупнейших города востока Украины скульптурами архангела Михаила, являющегося покровителем, собственно, Киева, а не Харькова или Донецка, по странному совпадению чёрного цвета, как и их собрат, водружённый на «Лядских воротах» на «майдане». Причём, «чёрных ангелов» получили города, которые в силу исторических причин могли бы претендовать на столичный статус либо всей территории бывшей УССР, либо её значительной части.

Следующее совпадение состоит в том, что подарки преподнесены незадолго до «оранжевого майдана», свергнувшего только что избранного президента Януковича, чьей электоральной базой как раз и являлся восток Украины. Евромайдан, к слову, также был направлен против Виктора Януковича, но на этот раз государственный переворот не ограничился его смещением, а вылился в физическое уничтожение его избирателей на Донбассе. В Харькове репрессии пока не приняли подобного размаха, но есть ли теперь основания сомневаться в намерениях киевских холуёв глобального империализма утопить в крови всех, кто не желает оставаться под его игом?

( Продолжение )

general kharkoff

Previous post Next post
Up