Памятник Ленину на площади Дзержинского
В связи с уничтожением памятников Ленину на территории бывшей УССР нередко можно услышать высказывания о том, что украинские националисты, дескать, поступают непоследовательно, разрушая память о создателе Украины, хотя, казалось бы, должны всячески почитать творца республики, которую они унаследовали после развала СССР. Однако это кажется бесспорным только на первый взгляд.
В действительности Украинская центральная рада (т. е. совет), детище февральской революции, уже в апреле 1917 года объявила себя высшим законодательным органом Украины. Возглавивший её историк и идеолог украинского национального движения
М. Грушевский к тому времени уже написал и опубликовал свой основополагающий в теории украинской «самостийности» труд «Iсторiя Украiни-Руси», а также множество иных («Украинство в России, его запросы и нужды», «Украинский вопрос», «История украинского казачества до соединения с Московским государством» и пр.), обосновывающих законность претензий Украины на независимость.
Фундамент же будущей «самостийности» начали закладывать ещё в середине XIX века члены
Кирилло-Мефодиевского братства. Так, его основатель
Н. Костомаров в своём воззвании «
Братья украинцы» 1845-1846 гг. провозглашал:
Мы принимаем, что все славяне должны между собою соединиться. Но так, чтоб каждый народ составлял особенную Речь Посполитую (т. е. республику - ГХ) и управлялся не слитно с другими; так, чтоб каждый народ имел свой язык, свою литературу, свое общественное устройство.
Таким образом, к началу Октябрьской революции уже была разработана доктрина украинской независимости, которая к тому времени успела достаточно прочно укорениться в умах определённой части малороссийской интеллигенции, и на её основе были предприняты попытки государственного строительства. Никакого отношения к этим процессам ни партия большевиков в целом, ни Ленин в частности отношения не имели.
То есть к моменту, когда большевики обрели реальную власть, украинство уже состоялось как национальная идея, хотя ещё и не имело популярности в среде широких народных масс. Впрочем, то был бы лишь вопрос времени - закрепившись в образовательных структурах, «свидомая» (т. е. национально-сознательная, как она сама себя называла) интеллигенция воспитала бы подрастающее поколение в националистическом духе.
В этих условиях, чтобы не допустить дальнейшего антироссийского и русофобского украинского этногенеза на обширных территориях юго-запада бывшей Российской империи, единственно правильным решением оставалось включение украинской национальной идеи в контекст социалистического строительства, что большевики, возглавляемые Лениным, блестяще осуществили, создав советскую Украину. УССР стала братской по отношению к России и другим республикам, а националисты были объявлены врагами народа, коими они и являются, и поставлены вне закона. Этого они и не могут простить партии большевиков и её вождю и, спущенные ныне с цепи, с упоением мстят.
(
Продолжение )