Война по лекалам сирийского конфликта [мнение]

Jun 12, 2014 13:15

          Совсем недавно в сети появилось интервью, которое всего за пару дней набрало несколько десятков тысяч просмотров. Полагаю, что такой интерес пользователей совершенно оправдан, ведь своим опытом делился Василий Попов, который больше года провёл на сирийской земле в качестве военного репортёра, освещая ход гражданской войны, а также изучая формы и способы вооружённой борьбы как диверсионно-террористических групп интервентов, так и сирийской правительственной гвардии.

Мне же импонировало то, что в каждом тезисе этого человека находили подтверждение мои мысли о вероятном характере будущего вооружённого противоборства, высказанные на полях журнала достаточно давно и несколько раз.

image Click to view



Как известно, политика - это сфера деятельности, направленная на достижение поставленных целей, при этом её основным содержанием является борьба за власть. Политика может проводиться как мирными способами (дипломатия, экономика, религия, культура и др., а в идеальном случае - комплексно), так и посредством вооружённой борьбы.


          При этом война, понимаемая как сложное социально-политическое явление, связанное с разрешением противоречий между субъектами военно-политических отношений посредством вооружённого насилия, используемого в широких масштабах, в условиях повсеместного и глубокого переплетения экономических интересов этих субъектов, а также по причине невероятной дороговизны современных наступательных и оборонительных систем, может быть не самым эффективным способом достижения политических целей. Традиционная война - это чаще всего дорого и очень сложно в организационном плане, при этом результаты прямой агрессии не всегда столь очевидны, как того хотелось бы милитаристам.

Однако законы природы никто не отменял - право сильного действует до сих пор. Лишь тот, кто пренебрегает смертью и имеет определённый набор морально-психологических, волевых качеств, способен подавить других и властвовать над покорёнными людьми, племенами, народами, странами. Именно по этой причине сильные мира сего находятся в постоянном поиске новых средств и способов физического покорения других, более слабых игроков. На мой взгляд, одним из наиболее эффективных и перспективных средств физического подавления противника являются именно диверсионно-террористические группы, мятежники, применяющие партизанские способы ведения боевых действий.

Опыт показывает, что значительно дешевле организовать либо государственный переворот, перетекающий в конфликт низкой интенсивности, либо гражданскую войну, в которой активнейшую и главенствующую роль будет играть даже не местная оппозиция, а наёмники из неблагополучных стран. Быть может, в совокупности это даже дешевле, чем организовать одновременный выход и развёртывание нескольких полноценных авианосных ударных групп.

Иными словами, для одних терроризм - это удобный, относительно недорогой способ достижения собственных политических целей, а для других - способ быстро и относительно легко обогащаться (грабить мирное население, состоя при этом на обеспечении своих тайных покровителей).

Кроме того, данная форма вооружённой борьбы имеет множество других опций, например, физическое устранение конкурентов, обоснование расширения бюджетов оборонных ведомств и специальных служб и другие. Устранение конкурентов можно проиллюстрировать на одном весьма любопытном примере: бытует мнение, что бывший американский гражданин и сотрудник специальных служб Эдвард Сноуден - это всего лишь средство разборок между двумя конкурирующими разведывательными службами. Если допустить, что в ходе межведомственной борьбы возможно применение подобных приёмов, то почему не допустить, что и террористические акты могут применяться аналогичным образом?

Что касается наращивания оборонных бюджетов, то надо отметить, что каждый демонстративный пуск очередной северокорейской баллистической ракеты весьма способствуют тому, что военно-промышленное лобби западных стран выбивает всё новые и новые статьи расходов, ровно как и при каждом новом террористическом акте, совершённом в подземке одной из европейских столиц.

Именно поэтому важно понимать, внимательно изучать вероятного противника, понимать логику его действий, чтобы превосходить его во всех отношениях, а не руководствоваться ложными представлениями, которые сегодня часто навязываются, внедряются в наше сознание "гениальными" западными военными стратегами и теоретиками. Ведя непрерывную подготовку собственных войск и сил к контрпартизанской войне, постоянно совершенствуя формы и способы оперативной и боевой подготовки с учётом опыта последних военных конфликтов, западные прагматики постоянно воспроизводят в информационном поле тезис о том, что война будущего - это война немыслимых высоких технологий.

В этой связи полагаю, что не замечать террористической угрозы и быть неспособными к анализу эффективности данной формы вооружённой борьбы - весьма опрометчиво. Вероятно, часто упускается из виду, что цена любых военных действий - жизнь или смерть, а любой профессиональный воин, в том числе и террорист, есть человек, сознательно идущий на смерть, но при этом всегда ищущий способ выжить. Неоднократно говорил и готов повторить ещё раз: пока мы рассуждаем о высоких технологиях и сетецентризме как способе управления (децентрализации управления), террористические организации давно и успешно применяют их. Террористические группы могут начать действовать в любое время, в любом месте и любым способом.

Важно понимать также, что масштаб и характер действий террористов, масштаб вооружённого конфликта всегда зависят от целого набора факторов, от конкретных условий обстановки:

- политических целей заказчиков отдельных террористических или военного конфликта (войны);

- наличия у заказчиков средств для достижения поставленных целей;

- готовности и способности противоборствующей стороны к сопротивлению.

Способность сопротивляться государство может полностью потерять в период кризиса управления, когда на фоне всеобщего безразличия и безответственности, следовательно, бездействия, абсолютное большинство лиц, ответственных за принятие решений на различных уровнях управления, ничего собой не представляют и неспособны действовать адекватно обстановке. Всё это в полной мере было продемонстрировано во время государственного переворота на Украине, когда власть не смогла проявить решимость для наведения конституционного порядка.

В этой связи надо отметить, что сирийское руководство может служить отличным примером того, как надо сопротивляться. Сирийское государство вовремя сумело мобилизоваться и до настоящего времени относительно успешно решает задачу сопротивления внешней террористической агрессии (хотя в результате борьбы многое, конечно, было потеряно - за последние три года страна повергнута в руины).

Что касается такого фактора, как политические цели заказчиков, то здесь предлагаю всем вспомнить о том, как и при каких обстоятельствах началась гражданская война в Сирии, быстро превратившаяся в неприкрытую интервенцию. Так, американский экономист и журналист Уильям Фредерик Энгдаль в статье "Геополитика и гуманитарный неоколониализм в период новой холодной войны" пишет о причинах начала войны следующее:

"Их главным соперником [речь идёт о Саудовской Аравии  и Израиле - С. Скоков] является блок Ирана, Сирии и Ирака, которые в 2011 году подписали соглашение о строительстве газопровода. Важно, что произошло это за несколько дней до того, как Запад и Саудовская Аравия начали полномасштабную войну против правления Асада. В 2009 году один из основных производителей газа - Катар - обратился к Асаду с предложением построить газопровод из Катара через Сирию до газового рынка ЕС. Сирия ответила отказом. Война против Асада, финансируемая катарскими миллиардами, началась спустя несколько дней послед подписания Асадом в 2011 году соглашения о строительстве альтернативного газопровода, который сокрушал надежды Катара выйти на европейский рынок". (Смотрите сборник статей "Закат империи США", 2013 год.)

Эти слова прекрасно иллюстрируют зависимость выбора форм и способов действий от целей - мешает режим реализовывать экономические интересы в регионе, следовательно, его надо сносить. Что для этого имеется в распоряжении? Миллиарды долларов, получаемых от реализации газа на глобальном рынке, которые можно с большей эффективностью пустить на создание наёмных армий, действующих диверсионно-террористическими методами, чем на открытую конфронтацию и военное вторжение, а также имеется поддержка других региональных игроков. Алга!

Надо понимать, что перемещение диверсионно-террористических групп очень тяжело контролировать - они могут появиться практически в любом месте, их появление чаще всего является полной неожиданностью. При этом содержать повсеместно и в достаточном количестве войска или полицию не может позволить себе ни одно государство в мире, даже самое развитое в экономическом, промышленном и военно-техническом отношении. Данный тезис полностью подтверждается опытом целого ряда последних воин и военных конфликтов, данный тезис прекрасно иллюстрируется событиями на сирийской земле, и именно об этом говорит в своём интервью Василий Попов.

Кроме того, надо отдавать себе отчёт, что даже самая мощная и хорошо оснащённая военная организация в своём современном состоянии просто не может противостоять угрозе террористической войны. Созданная и оснащённая для решения совершенно иных боевых задач, современная военная организация любой страны, не может эффективно сдержать одновременный натиск большого количества диверсионно-террористических групп, вооружённых примитивными средствами вооружённой борьбы - стрелковым оружием, гранатомётами, гранатами. Более того, чтобы противостоять тактике диверсионно-террористических групп, если верить сирийскому опыту, чаще всего приходится полностью сносить города.

По моему мнению, основанному на личном опыте и подтверждённому наблюдениями Василия Попова, единственным выходом является создание в городах и селениях отрядов народного ополчения. То есть создание мобилизационного резерва высокой степени готовности, способного в случае необходимости самостоятельно сковывать действия противника (диверсионно-террористических групп), а также во взаимодействии с армией наносить по противнику контрудары и восполнять потери личного состава регулярных воинских формирований.

Неоднократно высказывался о необходимости создания подобной организационной формы в интересах укрепления обороноспособности нашей страны (читайте, например, "Национальная гвардия или Национальный резерв?")

При этом в интервью совершенно верно подчёркивается, что отряды народного ополчения не должны находиться в постоянной боевой готовности. Их задача состоит в том, чтобы по команде оперативно собраться в заранее определённом месте, иметь достаточную слаженность и приемлемую управляемость, а также постоянный контакт с ответственными должностными лицами от вооружённых сил и специальных служб. По мнению подполковника В. Павлова, без координации действий с подразделениями и частями регулярной армии или специальных служб ни одно формирование ополченцев не сможет отбиться от численно превосходящих сил противника (ополченцам не будет хватать людей, вооружений, боеприпасов, а также элементарного боевого опыта). Однако ополченцы могут стать авангардом, действующим методами контрпартизанской борьбы, тогда как армия, которая обладает несравненно большей мощью и способна обеспечивать огневую поддержку с закрытых огневых позиций и с воздуха, должна "сидеть у ополченцев на плечах" и добивать бандитов.

Многие западные и российские военные теоретики часто представляют себе будущую войну как нечто высокотехнологичное, основанное на последних достижениях науки и техники, как противостояние информационно-управляющих систем и роботизированных платформ. С необходимостью поддержания военно-технического паритета трудно поспорить. Однако и заблуждаться не стоит, т.к. опыт подсказывает, что грядущая война вполне может быть скроена по лекалам сирийского конфликта. Огромные массы боевиков, завербованные за жалкие гроши и предварительно обработанные в идеологическом и религиозном плане, будут сносить целые города, и противостоять этой силе будет очень сложно.

Читайте также:

ОДКБ и угроза распространения терроризма - часть I
ОДКБ и угроза распространения терроризма - часть II
ОДКБ и угроза распространения терроризма - часть III

Можно ли решить проблему терроризма только путём уничтожения террористов? [мнение]

Национальная гвардия или Национальный резерв? [об идеи создания Национального резерва России]
Когда придёт время национального резерва? [мнение]
Как не допустить ошибок при создании частных военных компаний? [мнение]

терроризм, Национальный резерв, Украина, рекомендую к просмотру, Сирия

Previous post Next post
Up