Часто приходится слышать обвинения в том, что в своих публикациях я ссылаюсь и тем самым популяризирую немецкий, американский и даже (не побоюсь этого слова) фашистский опыт, тогда как отечественному опыту не уделяю достаточно внимания. Такие упрёки звучали к статьям, посвящённым факторам развития военного искусства - отмечаю это особо! - иностранных государств, то есть посвящённым зарубежному опыту. Пришлось давать соответствующие развёрнутые и ёмкие разъяснения, не хотел бы здесь повторяться: кому интересно - посмотрите следующие статьи и комментарии к ним:
Факторы развития военного искусства [зарубежный опыт] Битва бюрократов и делократов на современном этапе [генеральная линия] Но речь сегодня пойдёт не об этом...
Рафаэль Санти "Афинская школа" (1511 г.)
"Если политик или военачальник - мудрец, то у него должно быть учение. Если есть учение, должна быть школа. Если есть школа, то должны быть ученики. Во все времена ученики обеспечивали достойную старость своим учителям, предавали их земле с почётом и славою. И именно ученики делали учителей бессмертными, передавая из поколения в поколение учение. Ты можешь назвать такого современника в военном деле?"
Древнегреческий философ Платон (изображён на фреске в центре слева) был учеником великого Сократа и учителем блестящего Аристотеля (изображён на фреске в центре справа) - наставника Александра Македонского. Платон стал продолжателем одной великой научной школы и породил, дал жизнь следующему поколению философов.
Я хотел бы начать с истории, которая приключилась со мной на заре офицерской юности. Меня вызвал командир полка и представил кинорежиссёру и сценаристу киностудии имени Максима Горького - Игорю Иосифовичу Николаеву, решившему снять художественный фильм "Атака" про выпускника Ташкентского танкового училища. Представляя меня, командир сказал: "Вот Вам выпускник этого училища, лейтенант. Правда, не командир танкового взвода, а командир танковой роты".
Это знакомство с Игорем Иосифовичем Николаевым потом, в начале девяностых годов прошлого столетия, переросло в настоящую дружбу, которая длится и по сей день. Но тогда, в далёких восьмидесятых годах во время съёмок, в одной из наших первых бесед, состоявшейся под нещадным солнцем Туркестанского военного округа после того, как я прочёл сценарий и высказал свои замечания по нему, он мне не поверил, и о дружелюбности говорить не приходилось. Однако мой доклад кинорежиссёр принял и, уточнив данный вопрос у преподавателей Военной академии бронетанковых войск, уверовал в мой профессионализм.
Нашей дивизией тогда командовал невероятно яркий и выдающийся человек - генерал Михаил Фёдорович Козлов, а заместителем у него был полковник Лев Яковлевич Рохлин, человек не менее выдающийся и преданный военному делу. По просьбе режиссёра картины они освободили меня от итоговой проверки и поручили обеспечить съёмочный процесс всем, что необходимо было по линии военных. Обратите внимание, что тогда такое могли доверить командиру роты - лейтенанту! Поэтому всё, что делалось по линии военных, готовилось и управлялось мной. Кроме того, я даже умудрился сняться в нескольких кадрах. Если внимательно посмотрите этот фильм, возможно, узнаете.
На съёмках фильма "Атака". Ваш покорный слуга (на фотографии справа в шлемофоне и в погонах майора) тогда получил "повышение": из старшего лейтенанта танковых войск он на период съёмок отдельных эпизодов превращался сразу в "майора". Вот она - настоящая магия кино: такого стремительного карьерного роста танковые войска, наверное, ещё не знали!
Игорь Иосифович Николаев - ветеран Великой Отечественной войны. Попал на фронт в 1943 году после окончания пехотного училища, командовал миномётным взводом, батареей. Он удивительно интересный человек: попробовал себя в качестве художника-мультипликатора, режиссёра и сценариста, писателя. В его фильмографии почти два десятка работ, в пяти из которых он был режиссёром. Игорь Николаев режиссировал картину "День командира дивизии" - повесть о мужественном генерале Афанасии Павлантьевиче Белобородове, командире 78 стрелковой дивизии, остановившей немецкое наступление на Москву поздней осенью 1941 года. Уже на закате Советской России в невероятно тяжёлые для страны времена снял картину "Генерал" - о доблестном командарме Александре Васильевиче Горбатове. Кроме того, Игорь Николаев - автор нескольких повестей, автор воспоминаний о Великой Отечественной войне. Сейчас он закончил очередную книгу, выхода которой жду с нетерпением, - "Два лейтенанта".
Подпись на оборотной стороне фотографии: "Командиры огневых взводов, бат. 120: л-т И. Алексеев, л-т И. Николаев, ст. л-т С. Маков, л-т Демидович (взвод управления бат. 120). Лето 1945"
Характерной чертой Игоря Иосифовича является его особый, можно даже сказать диссидентский взгляд на всё происходящее. Я впервые от него услышал правду о войне. Мой отец - настоящий ленинец по духу - о войне знал больше: он был старше, чем Игорь Николаев, и прошёл её от звонка до звонка, но рассказывал о ней так, как и нужно было: "Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!".
Но вот однажды, вернувшись холодным промозглым тёмным вечером со службы, я отдал отцу свежий номер журнала "Октябрь", в котором было опубликовано произведение Игоря Николаева "Осень сорок третьего". Утром, уходя на службу, я увидел опустошённого, будто вновь всё пережившего, отца, сидевшего в раздумьях над журналом. Когда я спросил его о повести, он, подняв на меня свои голубые, уставшие глаза, ответил: "Ты как будто не советский офицер и не понимаешь, что у нас по-другому быть не может, всё написанное - чистая правда, но она не всегда нужна".
А теперь о главном. Совсем недавно в беседе с Игорем Иосифовичем я сделал для себя очередное открытие. В тот день мы обсуждали сложившуюся в стране обстановку и роль личности в истории, и он мне сказал примерно следующее: "Если политик или военачальник - мудрец, то у него должно быть учение. Если есть учение, должна быть школа. Если есть школа, то должны быть ученики. Во все времена ученики обеспечивали достойную старость своим учителям, предавали их земле с почётом и славою. И именно ученики делали учителей бессмертными, передавая из поколения в поколение учение. Ты можешь назвать такого современника в военном деле?" Ответить или возразить мне было нечего: действительно, таких людей сегодня я не знаю.
И удивительным образом получилось, что мысли, сформулированные тогда Игорем Николаевым, я обнаружил в статье "Генерал бронетанковых войск Освальд Лутц - великий наставник". Она посвящена одному из создателей бронетанковых войск вермахта, разработчику концепции общевойскового боя с применением танковых соединений, а также учителю и наставнику генерала танковых войск Хайнца Гудериана. Заметив молодого теоретика, генерал Освальд Лутц начал курировать его научную работу, активно способствовать обретению практического опыта, и предоставил возможность экспериментировать. На мой взгляд, отсутствие подобных условий - это трагедия сего дня для Вооружённых Сил России.
Для всех моих критиков особенно отмечу, что в этот период времени, по замечанию автора статьи, именно немецкая и советская военная мысль были самыми передовыми. Британская и французская - оставались в прошлом и не могли выйти за пределы опыта Первой мировой войны, тогда как в США военные теоретики распыляли свои силы на создание целой серии концепции боевого применения танков.
После прихода к власти Гитлера, после того, как он тщательно ознакомился с состоянием дел в войсках, было принято решение дать высказаться представителям трёх основных лагерей военных теоретиков:
- сторонникам концепции массового применения бронекавалерийских соединений и частей;
- последователям концепции применения танков исключительно как средства обеспечения действий пехоты;
- а также адептам концепции общевойскового боя с массированным применением бронетанковых соединений и частей (разработчиками которой и были Освальд Лутц и Хайнц Гудериан).
И если кто-то сможет привести подобный отечественный опыт, буду искренне благодарен.
Вследствие проработанности вопросов боевого применения танков победила, как это всем известно, последняя концепция, которую немцы весьма успешно реализовывали в ходе вторжений в Австрию и Польшу, во Францию и Советский Союз. Однако, несмотря на победу теории и научной школы Освальда Лутца, карьера генерала закончилась на самом взлёте и весьма стремительно: он имел мужество открыто высказать своё несогласие с агрессивным внешнеполитическим курсом НСДАП и подверг сомнению стратегическую готовность Германии к очередной мировой войне, следовательно, стал врагом Гитлера. А такого промаха большие политики обычно не прощают. Генерал Лутц наряду с некоторыми другими военачальниками был снят с занимаемой должности и отправлен в отставку в 1938 году. Удивительно, но ни один из его учеников не попытался за него заступиться, не сделал этого и Хайнц Гудериан. Не хотел бы вступать в полемику по этому поводу, но отмечу, что в ходе критического разбора статьи я вместе со своими коллегами пришёл к выводу, что генерал Лутц мог принести себя в жертву ради сохранения своей собственной школы и ради создания условий Гудериану для дальнейшей реализации идеи.
Кроме того, вынося на обсуждение две работы американских авторов о фашистах - "Военная мысль и внедрение военных инноваций" и "Генерал бронетанковых войск Освальд Лутц - великий наставник" - я очередной раз хотел показать, вернее, подтвердить, правильность своих выводов из сложившейся обстановки. Обратить внимание на то, что во все времена работал и работает закон зависимости форм и способов вооружённой борьбы от средств её ведения; американцы в теории сетецентрического способа действий (сетецентрической войны) не являются пионерами; и если мы хотим сохраниться как великое государство, мы должны идти подобными путями. Наш опыт, как пример - судьба маршала Тухачевского, это путь в никуда. Найдутся люди, которые скажут: он троцкист и поделом ему. Я не историк и не знаю нюансов его биографии, но точно знаю, что он был неординарной личностью, если и был троцкистом - оппозиционером существующего режима, то только благодаря этому режиму.
В завершении остаётся только сказать, что если есть желание хорошо провести время и вспомнить молодость, то обязательно посмотрите хороший советский фильм "Атака" (картина прикреплён внизу поста). Ну а статья "Генерал бронетанковых войск Освальд Лутц - великий наставник" пока подождёт и будет опубликована ко дню танкиста.
Click to view