Уважаемые читатели, одной из наиболее актуальных тем последних нескольких недель можно по праву считать замораживание практического военного сотрудничества между Российской Федерацией и блоком НАТО. Напомню, что в начале марта в одностороннем порядке руководство блока приостановило экспертные контакты с Россией, а в начале апреля после встречи министров иностранных дел государств-членов Североатлантического Альянса появилась информация, что будет прекращено всё практическое гражданское и военное сотрудничество. Кстати, буквально час назад в отечественных средствах массовой информации было опубликовано
сообщение, что Нидерланды также приостанавливают военное сотрудничество с нашей страной в связи с ситуацией на Украине.
Художник Мэтью Кук. Конвой (2007 г.)
Источник Северная сеть поставок обладает такими преимуществами, как безопасность и относительная многовариантность. Не нужно расходовать столь много сил и средств на сопровождение грузов и обеспечение их безопасности.
В этой связи особенно интересным становится вопрос о том, как будет организовываться взаимодействие между США и Международными силами содействия безопасности в Афганистане (последние действуют под эгидой НАТО), с одной стороны, а с другой - Российской Федерацией, являющейся ключевым звеном в обеспечении транзита американских грузов в Афганистан, по поводу этого самого транзита. Данная тема становится особенно актуальной на фоне грядущего вывода американских войск, который по планам командования ВС США должен завершиться к концу 2014 года (см.
ВС США готовятся к выводу войск из Афганистана). Чтобы разобраться в этом и других вопросах, рекомендую вам, уважаемые читатели, ознакомиться со статьёй "Участие стран Центральной Азии в снабжении американских войск в Афганистане", опубликованной в журнале "Проблемы национальной стратегии"
Российского института стратегических исследований. Также приглашаю вас принять участие в небольшом социологическом опросе на данную тему.
Участие стран Центральной Азии в снабжении американских войск в Афганистане
Автор - Попов Дмитрий Сергеевич, руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ, кандидат юридических наук (Екатеринбург)
Формирование Северной сети поставок
В 2009 г. на базе серии межгосударственных соглашений, подписанных в результате активной работы американской дипломатии, была запущена Северная сеть поставок - ССП (Northern Distribution Network - NDN). Она представляет собой систему транспортных коридоров, используемых для снабжения группировки вооружённых сил США в Исламской Республике Афганистан (ИРА) через страны, лежащие к северу от театра боевых действий. Включает в себя коммуникации стран Балтии, России, Центральной Азии (ЦА), а также Турции и Кавказа. Сеть существенно облегчает решение военных задач Вашингтона в Афганистане, а для транзитных республик Центральной Азии, по сути, ознаменовала новый этап сотрудничества с Соединёнными Штатами. Последствия превращения региона в своего рода тыловую базу военной операции США требуют самой внимательной оценки с точки зрения долгосрочных интересов России на центральноазиатском направлении.
В условиях неблагоприятной финансово-экономической ситуации и значительных репутационных потерь ключевой задачей Соединённых Штатов, провозглашённой президентом Б. Обамой, стало завершение затратных и непопулярных кампаний в Ираке и Афганистане. Её решение предполагало, с одной стороны, сокращение американского военного присутствия в этих странах, а с другой - утверждение в них лояльных режимов, способных при помощи Запада обеспечивать приемлемый уровень безопасности и гарантировать соблюдение долгосрочных интересов Вашингтона в виде доступа к нефти и дислокации военных баз. В феврале 2009 г. Б. Обама объявил о выводе основных американских сил из Ирака до конца 2011 г. и поэтапной передаче ответственности за безопасность местным силам правопорядка. Это оказалось возможным после стабилизации обстановки, достигнутой здесь, по официальным оценкам, в 2007-2008 гг.
Опыт, давший результаты в Ираке, планировалось перенести в Афганистан, куда к тому времени сместился акцент внешней политики Белого дома. В июле 2010 г. руководить силами США и НАТО в ИРА был назначен генерал Д. Петрэус, в 2007-2008 гг. командовавший многонациональными силами в Ираке. Предстояло сделать немало: резко нарастить в Афганистане коалиционный контингент, коренным образом переломить ситуацию в свою пользу за счёт повышения интенсивности боевых действий против талибов, а затем к концу 2014 г. вывести большую часть войск, сохранив за собой мощные опорные базы. Бремя поддержания безопасности предполагалось возложить на правительство Х. Карзая, подготовив и оснастив подчинённые ему силы правопорядка и армию.
Новая стратегия в Афганистане требовала значительного увеличения грузопотока и оптимизации работы служб тылового обеспечения Вооружённых сил (ВС) США. В декабре 2009 г. Б. Обама санкционировал отправку в ИРА ещё 30 тыс. военнослужащих, чтобы к осени 2010 г. довести здесь американскую группировку до 94 тыс., а коалиционную -до 142 тыс. человек [1]. Необходимо было перебросить к новому месту службы часть подразделений и военной техники из Ирака, наладить снабжение афганских сил национальной безопасности, завезти большое количество строительных материалов и инженерного оборудования для обустройства передовых операционных баз, дополнительных взлётно-посадочных полос, складов и других объектов.
Вместе с тем с точки зрения логистики доставка грузов в Афганистан сильно затруднена рядом обстоятельств: географическим положением страны, отсутствием у неё выхода к морю, сложным горным рельефом, климатическими условиями со значительными перепадами температур, но главным образом - отсутствием развитой инфраструктуры и небезопасностью наземных путей. Проблемой для американцев стала их полная зависимость от маршрутов через Пакистан. К моменту инициированной Б. Обамой перегруппировки сил снабжение американских войск в Афганистане шло через пакистанский порт Карачи, откуда грузы развозились автомобильным транспортом в двух направлениях: в южную часть Афганистана (Кандагар) через пакистанские Кветту и Чаман и в центральные районы (Кабул, Баграм) через Пешавар, Хайберский проход и пограничный пункт Торхам. Обе трассы были перегружены и проходили по территориям, охваченным повстанческим движением. Более того, американский персонал не был уполномочен работать в порту Карачи и вдоль дорог Пакистана. Что касается особых и секретных грузов, то они, по действующим в ВС США правилам, должны были доставляться по воздуху - на военных или законтрактованных частных самолётах.
Читать статью полностью... [1] Welch W. M., Michaels J. Doubts about U.S. tactics shadow war in Afghanistan / William M. Welch, Jim Michaels // USA Today : website. 2010. July 21. URL:
http://usatoday30.usatoday.com/news/world/afghanistan/2010-07-21-1Aafghanwar21_CV_N.htm (дата обращения: 15.01.2013).
Poll Читайте также:
ВС США готовятся к выводу войск из Афганистана ОДКБ и угроза распространения терроризма - часть I [мнение]
ОДКБ и угроза распространения терроризма - часть II [мнение]
ОДКБ и угроза распространения терроризма - часть III [мнение]
25-я годовщина вывода советских войск из Афганистана