Памяти наставника, командира и товарища
"Хороший был командир, горы мог свернуть. Да он и сворачивал. Помнишь канитель, что заварилась в Таджикистане во время развала Союза, когда политики руками военных делали свои дела? Вот тогда он их и сворачивал, предотвращая массовые беспорядки в Душанбе силами вверенной ему 201 мотострелковой дивизии ТуркВО", - проговорил мне генерал, сам достигший за долгие годы службы немалых высот и стоявший теперь напротив гроба генерал-майора Николая Алексеевича Сеньшова. После слов, произнесённых мною на траурном митинге, нервы были на пределе, и разговаривать совершенно не хотелось. Поэтому я не стал рассказывать уважаемому коллеге, что на протяжении всей жизни Командир только и делал, что сворачивал горы, покоряя одну высоту за другой.
С этим незаурядным человеком судьба впервые свела меня в далёком 1984 году, когда в наш Казанджикский гарнизон, где размещался ряд воинских частей 58 мотострелковой дивизий Туркестанского военного округа, командовать 160 кадрированным мотострелковым полком прибыл совсем ещё молодой майор, только что окончивший Военную академию имени М.В. Фрунзе. Появление Николая Алексеевича Сеньшова было подобно смерчу в знойных песках Каракумов: он привёл в движение и 160 кадрированный мотострелковый полк, и всю нашу жизнь в гарнизоне, помог нам сделать глоток свежего воздуха, вывел нас из вязкого оцепенения и вечного покоя пустыни.
Майор Сеньшов серьёзно взялся за повышение боевой готовности вверенного ему полка, и так как на тот момент я уже три года служил в 231 танковом полку и имел определённый авторитет танкиста, то командир полка принял решение направить меня соседям для оказания помощи в решении "танковых вопросов". Так мне и посчастливилось познакомиться лично с Николаем Алексеевичем Сеньшовым.
А начиная с 1993 года (подумать только, что прошло уже целых два десятка лет), когда командир 47 танковой дивизии генерал-майор Сеньшов нашёл меня - командира танкового батальона мотострелкового полка на севере Германии - и пригласил под свои знамёна, мы уже не расставались. И хотя военная служба продолжала меня бросать по всей стране, но благодаря Николаю Алексеевичу мы стали с ним земляками, и наше общение было постоянным.
Обладая неограниченной энергией, волей, фантастической коммуникабельностью, будучи настоящим профессионалом военного дела, генерал-майор Сеньшов Н.А. просто творил чудеса, подобно самому настоящему волшебнику. Когда над 47 гвардейской танковой дивизией нависла угроза расформирования, комдив сделал всё возможное и невозможное, организовав целую операцию, чтобы дивизию не только сохранить, но ещё и её личный состав с семьями расквартировать в новеньких, только что возведённых финскими строителями домах. Чтобы понять значение этого события, надо чётко представлять себе, что такое сокращение дивизии. Ведь уничтоженная дивизия - это не только изменение в боевом составе Вооружённых Сил России, это в первую очередь порушенная судьба тысяч офицеров и членов их семей, которые после расформирования соединения, дислоцированного в Западной группе войск, в новой России просто были бы никому не нужны. А с учётом того, что у многих, как и в моей семье, всё осталось в бывших союзных республиках, то им и приткнуться было бы некуда. Это действительно была фантастика.
Не менее фантастическим явлением был и парк боевых машин, возведённый собственными силами дивизии среди болот из того, что привезли с собой из Восточной Германии. Потом ещё много лет в этом парке проводили показные занятия, показывая офицерам, какими должны быть полевые парки. И примеров подобных чудес можно привести большое количество.
Немного позже, когда мне выпала честь командовать гвардейским учебным танковым полком гвардейского окружного учебного центра МВО (г. Владимир), а затем занимать должность начальника штаба этого учебного центра (по старой терминологии - учебной дивизии), по линии военного комиссариата во взаимодействии с генерал-майором Сеньшовым - военным комиссаром Владимирской области, прекрасно понимавшим, что кадры решают всё, мы свершили ещё не мало славных дел.
Все последние двадцать лет Николай Алексеевич наставлял, всячески поддерживал меня и помогал. Очевидно, что если бы не этот Генерал, то мне не стать тем, кем в конечном итоге я всё-таки стал. И за это я ему безгранично благодарен.
Что я могу сказать сегодня, на девятый дней после смерти этого замечательного человека, моего товарища, прекрасного командира и наставника?
Вы были настоящим командиром, который не боялся взять на себя ответственность, принимать решения и отвечать за их результаты. Вы стали для меня и многих других офицеров примером. Ваши ученики честно заслуживали свои боевые награды, получали генеральские звёзды.
Вы были настоящим мужем, отцом и дедом.
Несомненно, Ваша жизнь, хоть она и была коротка, прожита была не зря! Она достойна нашей памяти, памяти тех, кто остался на этой грешной земле! Вашей жизненной стезёю по праву могут гордиться потомки!
Вечная Вам память, товарищ генерал-майор! Пусть Всевышний простит Вам вольные или невольные земные прегрешения и дарует царствие небесное. Аминь!
Генерал-майор Сеньшов Николай Алексеевич родился 18 декабря 1952 года в городе Невель Псковской области.
В 1974 году окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище.
В период с 1974 по 1981 год служил на различных должностях в Ленинградском военном округе, пройдя путь от командира учебного мотострелкового взвода до заместителя командира учебного мотострелкового полка.
В период с 1981 по 1984 год - слушатель Военной академии имени М.В. Фрунзе.
С 1984 по 1985 год - командир мотострелкового полка Туркестанского военного округа.
В период с 1985 по 1987 год - командир учебного мотострелкового полка ТуркВО.
С 1987 по 1988 год - заместитель командира дивизии ТуркВО.
В период с 1988 по 1989 год - начальник территориального центра подготовки резервов ТуркВО.
В 1989 году назначен на должность командира 201 мотострелковой дивизии ТуркВО.
В период с 1991 по 1992 год - командир 30 гвардейской мотострелковой дивизии Белорусского военного округа.
С мая 1992 по ноябрь 1992 года - командир 30 гвардейской мотострелковой дивизии 5 гвардейской танковой армии ВС Республики Беларусь.
С начала 1993 по конец 1994 года - командир 47 гвардейской танковой дивизии Западной группы войск, МВО.
С 1994 года военный комиссар Владимирской области.
Умер 24 ноября 2013 года.