Насколько глубоко вы смотрели в ночное небо? Смотрели ли в него вообще? В наш век электрические лампы светят куда ярче звезд. Из-за этого многие даже не видели ни полную темноту, ни Млечный Путь. Живя в полумраке города, люди забывают смотреть на звезды, а ведь когда смотришь на них, осознаешь, что ты часть этих далеких миров и соткан из одной с ними пыли.
Под этой невероятной бездной космоса мы прошли более ста километров по ночным лесам, сквозь заброшенные города и села. Посетили много странных мест, само существование которых сплетает нитями прошлого сегодняшнюю реальность с ужасной катастрофой и людским героизмом, создавая атмосферу, которую можно ощутить лишь там… На ночной крыше брошенной Припяти или у ступенек в подвал 126 медсанчати, где лежит одежда пожарных первыми тушивших горящий реактор. Все эти люди умерли в течении первых двух недель после аварии, а позже десятки тысяч пожертвовали своим здоровьем спасая наш мир от гибели.
Прошло почти 30 лет. Удивляешься, насколько быстро природа сметает следы человека. Среди растасканных мародерами квартир свистит ветер, радиоактивные могильники техники поросли густым подлеском, а на главной площади Припяти можно повстречать разве что стаю диких волков да залетных сталкеров - любителей постапокалиптического мира без людей.
С горькой тоской вспоминают свой город бывшие жители, обыденно работают милиционеры и пограничники, по уши в респираторах и дозиметрах иногда забегают на несколько часов иностранные туристы… Но какова же чернобыльская зона глазами сталкера?
Чертово колесо в центре Припяти. На фоне звездного неба его можно увидеть только не легально.
Я до последнего игнорировал «сталкерство», считая нелегальное посещение чернобыльской зоны отчуждения чем-то вроде не самой интересной разновидности зеленого туризма. Мне понравились фотки могильника техники в Рассохе и
я ходил его посмотреть лет пять назад, а в Припять просто
сгонял на экскурсию за деньги, пощелкать на пленочный зенит. И вот где-то в районе
острова Ронг я зачитал про
одиночный поход в зону у
ankelkoss, как у него горел пукан 24 часа в сутки и понял что надо обязательно вценить красоту родной природы еще раз, собственно с ним мы и отправились навестить Припять.
Я знал, что в чернобыльской зоне отчуждения существует многочисленное сталкерское движение. В Припяти постоянно одновременно находится несколько групп нелегалов, которые специально приспосабливают под свои нужды брошенные квартиры и передвигаются преимущественно ночью. Там свои терки и маршруты, особая атмосфера и субкультура.
Под убывающей луной мы шли сквозь густой, настоявшийся ароматами полевых трав летний воздух. В ночной прохладе шагается легко. Периодически стремают разнообразные хоботящиеся в кустах ночные твари.
После короткого привала и восполнения запасов воды из ближайшего болота мы форсировали в брод реку Уж.
После петляния в полях вышли к руинам церкви и решили заночевать в заброшенном селе, силы после ночных полей были на исходе.
Нашли отлично сохранившуюся хатку в селе и решили что она приютит нас. Утром разложили манатки и принялись завтракать под мирно потрескивающий дозиметр.
В светлое время суток идти было нельзя. Мы использовали день, чтобы хорошо отдохнуть и пополнить запасы воды. Вдоволь нагулялись по красивейшей природе и заброшенному селу. В селе есть руины православной церкви, местные священники типа за ней приглядывают и в помещении с алтарем поставили металлопластиковые окна(!), смотрится в здешних краях дико.
Ночью был долгий и сложный переход. Мы ломились сквозь леса по тропам диких животных, чесали под высоковольтными линиями и к рассвету вышли на окраины Припяти.
КПП заброшенного города со следами сталкерской стоянки. Лес между КПП и заводом Юпитер произвел на меня очень гнетущее впечатление. Среди деревьев разбросаны остатки радиоактивной техники, которые светятся настолько, что даже мародеры не стали их резать на металл.
Завтракаем на крыше с видом на ЧАЭС и ложимся спать. Днем гулять не безопасно, можно нарваться на милицейский патруль.
Утром и ночью мы видели еще одну сталкерскую группу а позже встретили друзей с которыми периодически пересекались вплоть до самого выхода из зоны. Познакомились, вьебали самогона с салом и чесноком в роскошных апартаментах и погнали гулять по ночному городу.
Витраж кафе «Припять» возле пруда.
На дальнем берегу пруда стоят огромные 30-метровой высоты заброшенные портовые краны. На фоне звездного неба они были похожи на технику из звездных войн.
В лучах рассвета мы незаметно пробрались сквозь какие-то радиоактивные могильники к нефтебазе, чтобы сфотографировать ИСУ-152 - самоходную артиллерийскую установку времен прошлой мировой войны, которая покоится за забором жилой части нефтебазы. Запах радиоактивной помойки я теперь не с чем не спутаю.
126 медсанчасть в подвале которой одно из самых грязных мест в зоне. В небольшой комнатке
лежат вещи пожарников, которые получили дозы радиации превышающие смертельные в несколько раз и дико светящиеся до сих пор. Я не раз думал о самоотдаче людей, разгребавших последствия радиоактивной катастрофы. Смотрел много старых видео, и там люди реально осознавали что они делают, что они жертвуют собой ради других - это очень… Важно, когда условия в которых выросли люди делают их способными на такие поступки ради других.
Журнал абортария. В советском союзе секса небыло, но аборты были.
Обувь на полке в детском садике. Мрачнее места и представить сложно.
Традиционный закат на крыше 16-этажки с кальяном и нашими новыми друзьями. Отсюда открывается прекрасный вид на город.
Вид на на пятый микрорайон ночью. Призрачные панельные девятиэтажки, как обглоданные кости животного отражают бледный лунный свет.
Одно из самых сильных мест - это два кресла на крыше, которые туда вынес кто-то из сталкеров. Мы влипали там по многу часов, курили кальян, смотрели на ЧАЭС, в густоту звездного неба и на город-призрак по заросшим улицам которого шарятся охуевшие ночные животные.
Чертово колесо в парке аттракционов.
Рассвет мы встречали на крыше шестнадцатиэтажки с гербом. Герб меня очень заинтересовал, я такого нигде больше не видел.
Ankelkoss заснул не дожидаясь рассвета.
Говорят, иногда эти буквы на крыше здания переставляют местами сталкеры и местная милиция устраивает по этому поводу дикий шмон всего города.
Бассейн школы №3.
Некоторые места в городе специально очень качественно обставлены для экскурсионной фотодрочки, как эта комната с противогазами.
Фреска на почте, зашли сделать пару кадров, впереди нас ждет долгая дорога через ночные леса.
Войдя в темную полосу после рыжего леса, где-то совсем рядом мы услышали многоголосный волчий вой большой стаи. Пукан горел просто адски, ведь выли прямо по курсу, собрав очко в кулак и приготовившись прорываться мы двинули вперед. Я держал при себе петарды - в надежде, что в критической ситуации громкие хлопки отпугнут хищников. Все обошлось и ближе к утру мы пришли в брошенный кем-то среди поля троллейбус. Это популярная сталкерская база, здесь мы выпили чаю и перекусили. Это место чем-то показалось мне похожим на автобус из фильма «В диких условиях», где провел свои последние дни главный герой.
Сталкерская ночлежка. Мы догнали наших друзей не далеко от Чернобыля-2.
Длинный и мрачный коридор между антеннами и военным городком.
Ближе к закату мы полезли на ЗРЛС «Дуга-1», заброшенную громадную антенну, на 150 метров возвышающуюся над лесами зоны. Обиван полез на резонатор. Стоял ветер, его качало и шатало, но он просто собрал яйца в кулак и прошелся по трубе на высоте ста метров.
Чем выше мы поднимались, тем сильнее становился ветер а вместе с ним и особый почти ультразвуковой «Звон». Ветер свистел в миллионах стальных тросов и резонаторов антенны, напевая выжигающую мозги песню.
С вершины мы смотрели вслед заходящему солнцу и наблюдали столбы дыма. Где-то далеко горел лес. Сталкеры говорят, что нынешние власти специально выжигают леса, проталкивают какой-то законопроект чтобы раздерибанить зону и ужать ее уже в будующем году с 30 до 10 километров.
Еще одна жуткая история. В заброшенном военном городке есть комната с мертвыми волками. Не понятно как они туда попали, но стены комнаты исцарапаны изнутри лапами а на полу лежат две мумии.
А потом была долгая дорога домой. Зона для меня - это бесконечное звездное небо, открытый космос.
Проходя под ЛЭП мы увидели, что на провода упало дерево. Оно тлело, оттягивало провода и могло вызвать пожар. Зайдя в домик к лесникам мы выпили чаю и оставили им записку с точными координатами аварии.
Кстати, если кому интересно в рамках моего проекта
Another.kiev.ua есть возможность организовать такой поход в чернобыльскую зону отчуждения. Это довольно жестко, но если у кого-то есть желание пишите мне на почту info@another.kiev.ua расскажу что к чему и почем.