Бумажный театр

Jan 19, 2012 03:53

У Павича наконец встретил то, что давно для себя пытался, но никак не мог сформулировать.

«Её разговоры со мной никогда не были обменом мыслями, но всегда только чувствами».

(Милорад Павич, «Бумажный театр»)

Это удивительно точное описание того, как на меня действует проза Павича (а, возможно даже, и описание его творческого метода, чтобы такое словосочетание ни означало). Романы и рассказы Павича, их сюжеты и персонажи, действительно трудно запоминаются (это, помнится, многие критики отмечали) и почти не поддаются описанию или пересказу. Проза Павича практически ничему не «учит», из неё сложно вынести для себя какие-то мировоззренческие ориентиры, она не основана на каких-то мыслях или идеях, которые можно в процессе чтения или долгое время спустя после прочтения обдумывать. Нет, Павич не обменивается мыслями, только чувствами. Он играет на каких-то струнах глубоко внутри меня, которые не связаны с разумом, но отзываются на каждый его образ и едва ли не на каждое предложение. От всех его произведений остаются глубокие впечатления и чувства, причём настолько глубокие, что их почти невозможно формализовать.

В общем, Павич действительно очень точно резонирует со мной, и достигает этого без «обмена мыслями» (но не скатываясь при этом в поток сознания, вот что надо ещё отметить). Я пока не смог придумать (вспомнить) ни одного автора, который бы умел так же, это сильно.

Личное, Юнга Фред, Цитатник, Литература

Previous post Next post
Up