Стругацкие и Достоевский

Nov 17, 2010 03:58

Записался на днях в комьюнити ru_allusions и даже прочитал его от корки до корки. В частности, обнаружились целых два упоминания о «Бесах». Одно из них - о сходстве натюрмортов у Достоевского и Булгакова (у меня уже проскакивало, только из другого источника).

Второе, ещё более впечатляющее наблюдение, - про поэму Степана Трофимовича, в которой

«Вообще же все поют беспрерывно, а если разговаривают, то как-то неопределенно бранятся, но опять-таки с оттенком высшего значения ... И наконец уже в самой последней сцене вдруг появляется Вавилонская башня, и какие-то атлеты ее наконец достраивают с песней новой надежды, и когда уже достраивают до самого верху, то обладатель, положим хоть Олимпа, убегает в комическом виде, а догадавшееся человечество, завладев его местом, тотчас же начинает новую жизнь с новым проникновением вещей».

(Ф. М. Достоевский, «Бесы»)

По замечанию flaass: «Я думаю, это были "Гадкие лебеди". А "поют беспрерывно" - явная опечатка, следует читать "пьют"».

Я страшно заинтересовался, даже специально вчера прочёл «Гадких лебедей», коих до того не случалось держать в руках. Надо сказать, действительно похоже. Во-первых, в начале явно упоминается башня:

«Боже, спаси взрослых, Боже, спаси их родителей, просвети и сделай умнее, сейчас самое время... Для твоей же пользы прошу тебя, боже, а то построят они тебе вавилонскую башню, надгробный памятник всем дуракам, которых ты выпустил на эту землю плодиться и размножаться, не продумав как следует последствий акселерации... Простак ты, братец...»

(А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди»)

Во-вторых, дальше пару раз упомянут и сам Достоевский, но самое смешное остаётся в-третьих: почему-то сразу после этой повести в моей книжке ещё было их эссе 1990 года (с забавной опечаткой «Ельцын», но это так, к слову), где чёрным по белому

«Ведь нельзя сказать, что девятнадцатый век не умел разобраться в своем прошлом. И ведь нельзя же сказать, что девятнадцатый век так уж совсем был не готов к инфернальным перипетиям двадцатого, что не было людей, основательно разобравшихся и в прошлом человечества и в его настоящем. О том, что нас ожидает, предупреждали: Прудон, Спенсер, Ле Бон, де Лавелей, Молинари... Достоевский писал своих "Бесов".»

(А. и Б. Стругацкие, «Куда ж нам плыть»)

Ну и с учётом поправки про «беспрерывно пьют», всё сходится. Кстати, в целом «Гадкие лебеди» даже понравились. И в меру легко читать, и атмосферно, и рассуждения попадаются интересные. Хотя, основная идея книжки, как я её понял, блестяще и лапидарно выражена Палаником всего в трёх строчках.

«Tyler lies back and asks, "If Marilyn Monroe was alive right now, what would she be doing?"
I say, goodnight.
The headliner hangs down in shreds from the ceiling, and Tyler says, "Clawing at the lid of her coffin."»

(Chuck Palahniuk, «Fight Club»)

Слишком сумбурно, и слишком много цитат, виноват. Но чтобы закрыть на сегодня тему Достоевского и обрисовать дальнейшие планы, ещё одна:

«Некоторые его не любили, а вот такие авторитеты, как Хемингуэй, Фолкнер, Юджин О'Нил и Артур Миллер, отзывались очень благосклонно. Из более свежих примеров признания вспоминается роман Дж. М. Кутзее "Осень в Петербурге" с Достоевским в героях и "Бесами" в качестве темы.»

(Dostoevskyтм)

Если вот кто про Кутзее может пару слов рассказать, не проходите мимо, пожалуйста, поведайте.

Гиперссылки, Свояк по «Бесам», Цитатник, Палимпсесты, Литература

Previous post Next post
Up