Недавно
мы обращали внимание, что власти Москвы применили на выборах свою "суверенную" систему электронного голосования, не имеющую отношения к федеральной системе ДЭГ и Центральной избирательной комиссии РФ.
Интересными сведениями поделилось издание "Октагон": "На дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) в Москве использовалась технология, основанная на блокчейне Exonum нидерландской компании BitFury. <…> Нидерландская компания BitFury (основатель и CEO компании - латвиец Валерий Вавилов) на странице своей разработки Exonum описывает несколько кейсов её применения в госорганах. В частности, в Грузии BitFury в партнёрстве с Национальным агентством публичного реестра создала систему регистрации земли на базе блокчейна. На Украине компания перенесла на Exonum тендерную систему, используемую властями. <…> Интересно, что компания предлагает собственное приложение для онлайн-голосования. В демо-версии, доступной на сайте, две кнопки: проголосовать на выборах и пронаблюдать за ними. Напомним, в шести других регионах, где прошло онлайн-голосование, использовалась общероссийская ДЭГ, также основанная на блокчейне. Её создали «Ростелеком» и Минцифры в контексте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Заказчиком проекта выступил Центризбирком".
"На электронном голосовании в Москве использовали голландскую (обычно так камуфлируются британцы) разработку, которой владеет гражданин Латвии, а использовалась она на Украине и в Грузии. Флэш-рояль. Вопросы нацбезопасности? Нет, не слышали... Такое ощущение, что Памфилову волнует только внутриполитическая
ситуация в Петербурге. Использование иностранной электронной системы голосования в Москве её не волнует", - замечает ТГ-канал "Образ будущего".
Автор канала не совсем прав. Председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова как раз намедни заявила, что в ходе следующих выборов дистанционное электронное голосование будет применяться только на федеральной платформе. Газета.Ru: "«Мы проводили электронное голосование в других регионах на федеральной платформе, и ни одного замечания или жалобы ни в одном из регионов нет, ни у кого не вызывают сомнения результаты», - сказала она. По словам председателя ЦИК, Москва настаивала на целом ряде дополнительных опций, и ей была дана такая возможность, однако это привело к усложнению программы. «Мы будем расширять возможность голосования регионов именно на общей платформе. В конце концов, Москве придётся подчиняться общим правилам. Закон о наделении [Москвы] таким правом [проводить ДЭГ на собственной платформе] не бесконечен», - подчеркнула Памфилова".
От себя добавим чуть-чуть информации про многопрофильную блокчейн-компанию BitFury.
Офисы расположены в Амстердаме, Лондоне, Вашингтоне, Сан-Франциско и Гонконге, дата-центры - в исландской общине Рейкьянесбайр (комплекс зданий Mjölnir в Аусбру, на территории бывшей военной авиабазы НАТО), Норвегии, Канаде, в грузинских городах Тбилиси и Гори.
Основатель и глава Валерий Вавилов действительно родился в Риге, но в конце нулевых переехал в Киев, а теперь курсирует между Украиной, Грузией, Великобританией, Нидерландами и Штатами; какое у него сейчас гражданство - неизвестно (точно не российское). Изначально BitFury создана на Украине. Сооснователем компании был мутный киевский бизнесмен еврейского происхождения Валерий Небесный. Исполнительным вице-председателем является гражданин Грузии и США Джордж (Георгий) Киквадзе, член глобального клуба топ-менеджеров Europe One YPO, один из членов-основателей Global Blockchain Business Council, бывший сотрудник американского финансового конгломерата Morgan Stanley.
В 2016-м BitFury совместно с Национальным демократическим институтом (NDI; подрывная организация под руководством Мадлен Олбрайт, созданная правительством Соединённых Штатов "для продвижения демократии в развивающихся странах" и признанная нежелательной на территории России) и аналитическим центром New America открыла акселератор Blockchain Trust Accelerator Initiative для "проектов, направленных на использование блокчейна в государственной сфере". В 2017-м компания Вавилова подписала меморандум о сотрудничестве с порошенковской нацистской хунтой по вопросам электронного управления на базе технологии блокчейн. В том же году организовала вышеупомянутый Global Blockchain Business Council (офисы в швейцарском Давосе и Вашингтоне), ставший партнёром Всемирного экономического форума под руководством Клауса Шваба.
В РФ столь любопытная компания "зашла" через совместный проект с Внешэкономбанком (ныне - Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ") и семинары по блокчейну в Сколково. Ну а затем неподдельный интерес к сотрудничеству с BitFury проявила мэрия Москвы.