Усиление ответственности за убийство матерью новорожденного ребенка как за убийство малолетнего, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии Инициатива № 77Ф9090 Убийство матерью новорожденного ребенка было выделено в отдельный состав в Уголовном кодексе Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 1997 года. Специальный состав, предусмотренный в статье 106 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривает значительное смягчение наказания за убийство новорожденного ребенка, если его совершила мать во время или сразу же после родов, а также в условиях психотравмирующей ситуации либо в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. В настоящее время данное преступление наказывается ограничением свободы от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Прежде в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года данное преступление квалифицировалось как простое убийство, а в предыдущих редакциях 1922 и 1926 гг. убийство матерью новорожденного считалось отягчающим обстоятельством, учитывая беспомощность младенца. До 1994 года статистика по данному составу преступлений в отдельную категорию не выделялась. С 1994 по 1999 годы среднее количество зарегистрированных детоубийств не превышало 15 в год, в 2001 году по статье 106 Уголовного кодекса Российской Федерации было зарегистрировано 203 убийства, в 2003 - 195, в 2005 - 219, в 2007 - 148, в 2009 - 123, в 2010 - 160, в 2011 - 178, в 2012 - 160, за первые полтора месяца 2013 года было зарегистрировано 23 убийства матерями новорожденных детей. За период с 1999 по 2013 годы количество преступлений по статье 106 Уголовного кодекса Российской Федерации возросло в 10 раз. Стоит отметить, что данная категория преступлений обладает высокой латентностью - количество не выявленных преступлений в восемь раз превышает количество зарегистрированных фактов. Судебная практика обвинительных приговоров по статье 106 Уголовного кодекса Российской Федерации показывает, что наказание присуждается по нижнему пределу санкций, разрешенных вышеупомянутой статьей. В основном это условные сроки, один-два года в колонии-поселении либо вообще ограничение свободы. При этом жестокость, с которой матери убивают своих младенцев, и холодный расчет просматриваются практически в каждом случае. Нанесение множественных ножевых ранений, утопление, удушение, нанесение множественных черепно-мозговых травм. Младенцев топят в выгребных ямах туалетов, бросают умирать на морозе в снег, мусорные баки, лесопосадки, выбрасывают с высоких этажей, расчленяют. Несколько случаев хранения трупов в морозильных камерах домашних холодильников либо в квартире длительное время (до 1,5 лет). И за это матери получают условные сроки. Считаем, что сложившаяся ситуация является критичной. Рост числа убийств новорожденных напрямую связан с фактическим отсутствием наказания за содеянное, никак не связан психотравмирующей ситуацией родов. В 90% случаев преступление планируется до родов. Также остается непонятным, почему за убийство матерью младенца (до 1 мес.) возможно получить условный срок, а за убийство ребенка более старшего возраста той же матерью от 8 до 20 лет по части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации. Получается, что новорожденный младенец не считается человеком, что прямо противоречит статье 2 Конвенции о правах ребенка и статьям 20, 38, 45 Конституции Российской Федерации. Исходя из изложенного, предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, признав статью 106 утратившей силу, а убийство матерью новорожденного ребенка квалифицировать по пункту «в» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации. Практический результат Предлагается внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: 1. Признать статью 106 Уголовного кодекса Российской Федерации «Убийство матерью новорожденного ребенка» утратившей силу. 2. Квалифицировать убийство матерью новорожденного ребенка на общих основаниях по пункту «в» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации - убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии. Автор инициативы -
Анна Левченко, директор Центра мониторинга опасного и запрещённого законом РФ контента, руководитель организации "Центр противодействия насилию над детьми", общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ.