Тоталитарный режим, говорите. К "уральскому сепаратизму" в соцсетях Руслан Карманов, для РИА Новости
В ряде натужно созданных vk-групп торжественно справили годовщину создания "уральской республики".
…Вообще, само существование сепаратистских групп в зоне действия российского законодательства - со всех сторон парадоксально.
С одной стороны - их создатели на воле и в большинстве своем не под уголовными делами. Спокойно сидят, публикуют фотографии "уральских франков" (видимо, карго-культ никак не отпускает). Развивают "сибирскую идентичность" (кажется, смелый эксперимент по созданию сибирского языка, оказавшийся безжалостной пародией на "украинизацию", уже свернут, но попытки построить самоопределение на отличиях от "этих русских" продолжаются).
А с другой стороны - те же самые граждане и группы, ведущие свое безнаказанное пропагандистское существование месяцами, а то и больше - годами кричат про то, что в России "тоталитарный жесткий режим".
В связи с чем напрашивается мысленный эксперимент. Просто представьте себе аналогичную ситуацию, допустим, в Китае. Если затрудняетесь - я помогу.
Итак.
…В социальной сети Weibo (китайский национальный эквивалент "фейсбуков" и "вконтактиков") создают официальную группу - "Маньчжурия должна быть свободной". Участники публикуют японские флаги; лайкают стишки друг друга с неизменно вдохновляющей рифмой "киташка-парашка"; друг дружку называют исключительно Императорами и Даймё; открыто фотографируются с флагами марионеточного государства Маньчжоу-Го варианта 30-х годов прошлого века (маленькая справка: Маньчжоу-Го было создано японской оккупационной администрацией на территории Северо-Восточного Китая в начале 1930-х. В 1945-м его существование прекратила Красная армия).
Поскольку там были император и даже эполеты, не говоря о миллионе японских колонистов, теоретически есть все предпосылки к рассуждению о "маньчжурской альтернативе" и "острове Маньчжурии" и прочем ностальгическом фэнтези.
Ну так вот, вернемся к гипотетической weibo-группе "Свободная Маньчжурия". В Пекине ее, как выясняется, поддерживает радиостанция "Эхо Бэйцзина", корреспонденты которой постят в WeChat фотки из суши-баров с подписями: "Сижу вот, ем как человек - живого, еще чуть трепыхающегося осьминога. Господи, какой же вкус, насколько я себя человеком-то сразу ощущаю. Вот думаю - а ведь могли бы пить саке!
Зачем эти предприятия, космодромы, суперкомпьютеры и исследования океанов, если обычные китайские люди не едят живого осьминога? Зато деды воевали и Маньчжурия наша, да-да-да. Так стыдно, как же мне стыдно, что я китаец".
Иногда в подписях к таким же фотографиям встречается нечто не столько сепаратистское, сколько классовое: "Ха-ха, вот сейчас смакую послевкусие настоящего японского тофу и думаю: а быдло ведь у станка вкалывает". (Впрочем, связь классового презрения к большинству и внезапных сепаратизмов очевидна: желание отгородиться от большинства принимает просто разные формы.)
Внутри группы празднуют даты "Освобождения от Китая", постят смешные картинки с "на Монгольско-Японской границе все спокойно", считают дни до Часа Икс, сладострастно комкая под столом что-то и приговаривая: "Ну скоро, ну вот и все… Хе-хе…".
Если же кто-то из участников сомневается, что Китаю скоро конец, то ему сразу объясняют. Во-первых, Япония с нами, а в Японии все давно на лазерах и роботах, не то что тут. А во-вторых - где Япония, там и США, а это (тут вместо ответа надо хитро подмигивать)… В общем, сами понимаете.
Упоминающих всякое неформатное про Японию - например, что у японцев нет своих иероглифов, и используют они китайские - просто банят. Напоминающих, что с роботами как-то до сих пор не очень вышло - тоже.
И все это длится годами, а если кого-нибудь из "возродителей маньчжурской идентичности" вызывают в прокуратуру - в самом Пекине поднимается дикий медийный крик.
…Нет, не представляйте всего этого на самом деле. Потому что в реальности события развивались бы иначе.
Если бы какой-нибудь пекинский журналист написал про "маньчжурскую альтернативу" и "пили бы саке", то к нему в течение суток пришли бы домой. Еще дня за три провели бы следственные действия и судебное заседание. А далее про быдло и живых осьминогов он рассказывал бы коллегам в промежутках между сменами по добыче щебня - ближайшие лет 15.
Организаторов же и участников группы, подобной вышепридуманной, постигла бы та же участь и с той же оперативностью. Разве что организатору дали бы, возможно, и пожизненное - в местном УК такая норма есть. И никто бы даже не пискнул про права человека, так как наказание исполнялось бы строго по китайскому уголовному законодательству - добуквенно.
…Так что говорить о тоталитарности русского режима может лишь тот, кто близко не знаком с режимом. Нет, даже не тоталитарным, а просто прагматичным и без комплексов.
И не страдающим, подобно российскому государству, излишним гуманизмом и мягкостью.