Выдающийся советский и российский математик, создатель российской школы алгебраической геометрии и алгебраической теории чисел, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН (1991, член-корреспондент АН СССР с 1958).
Автор труда "Русофобия", оказавшего архиважное влияние на миллионы думающих людей, на все без исключения сегменты патриотического движения (не путать с нациками, нацдемами и пр. национал-уменьшительской псевдятиной) в России конца XX-начала XXI вв.
И. Р. Шафаревич ввёл в научный и общественный оборот понятие "русофобии" - животной ненависти к русским, врождённого презрения к русским и, одновременно, лютого страха перед русскими.
Теория "малого народа" ответила на многие насущные вопросы, дала толчок к дальнейшему изучению природы тех сил, что ведут войну на уничтожение нации как таковой, её культуры и государственности.
Шафаревич сформулировал фундаментальное свойство "малого народа": ненависть к окружающему миру и иррациональное стремление к его атомизации и уничтожению - "отрицательное мироощущение", антитеза жизни.
Раскрыл способность сил разрушения выступать в любых формах, под любыми знамёнами и лозунгами. И доказал неминуемость конечной победы сил добра, традиции, созидания.
«Психология „Малого народа“, когда кристально ясная концепция снимает с человека бремя выбора, личной ответственности перед Большим Народом и дает сладкое чувство принадлежности к элите, такая психология не связана непосредственно ни с какой социальной или национальной группой. Однако „Малый народ“ „воплощается“, используя определенную группу или слой, в данный момент имеющий тенденцию к духовной самоизоляции, противопоставлению себя Большому Народу. Это может быть религиозная группа (в Англии - пуритане), социальная (во Франции - III сословие), национальная (определенное течение еврейского национализма - у нас). Но, как во Франции в революции играли видную роль священники и дворяне, так и у нас можно встретить многих русских или украинцев среди ведущих публицистов „Малого народа“. В подобной открытости и состоит сила этой психологии: иначе все движение замыкалось бы в узком кругу и не могло бы оказать такого влияния на весь народ»
«"Малый народ" вырабатывал пути для революционера, разрушителя или отрицателя. Как показала история, это исключительно мощное орудие. Такое мировоззрение снабжает психологию человека сильнейшим запасом энергии. С другой стороны, оно чрезвычайно заразительно. Благодаря этим двум своим свойствам "Малый народ" часто побеждает и приходит к власти. Власть оказывается в руках его представителей, революционеров, профессионалов-разрушителей. Но они действуют в многомиллионной стране, у жителей которой основная цель - не уничтожать, а как-то жить, воспитывать своих детей так, чтобы они, в свою очередь, тоже могли бы жить. В результате представители Большого Народа постепенно выходят из своего подчиненного положения. Даже в правящем слое они в значительной степени занимают места революционеров, совершивших переворот. То есть оказывается, что правящий слой слишком обширен, и одними революционерами, совершившими переворот, он заполнен быть не может. Часто эти выходцы из Большого Народа, которые туда проникают, чтобы стать своими людьми в среде "Малого народа", должны использовать или хотя бы провозглашать его взгляды. Но по своему происхождению они отражают жизненные интересы всего народа»
«„Малый народ“ всегда формирует общество, не опирающееся на традиции, выработанные историей, даже общество, враждебное им, как бы пирамиду, поставленную на вершину, то есть неустойчивое общество, подверженное кризису»
«Существуют такие элементы жизни, которые "Малый народ" не в состоянии преодолеть, потому что он исходит из абстрактных, нежизненных концепций. Он сложился в качестве некоторой антитезы жизни, и жизнь не воспринимает его всерьез, не дает укрепить свою власть»
Click to view
Click to view
«Более двадцати лет Шафаревич и его интеллектуальные проявления оставались вне официального информационного поля. Зато все эти годы он был несомненным интеллектуальным лидером национально-патриотического движения. Шафаревич являл собой академический, аналитический ум, способный сформулировать мысли и чувства, которые патриотические массы несли в своем сердце, но не могли выразить в концептуально безупречной форме»
(А. А. Проханов)
«Это был один из наиболее выдающихся математиков нашего времени. Его работы являются классическими, они сразу вошли в сокровищницу науки. Важно еще и то, что этот человек был ярко выраженной гражданской позиции. Он имел свою нетривиальную точку зрения, часто несовпадающую с общепринятой, но он не скрывал своих взглядов и всегда был озабочен состоянием дел. Его предложения по улучшению и социальных вопросов, и нашей научной жизни всегда были очень важны и точны»
(президент РАН В. Е. Фортов)
Помяни, Господи, во царствии своём новопреставленного Игоря и отпусти грехи его вольные же и невольные и всели душу его в селения праведных.