Накануне вечером, в возрасте 72 лет, скончался основатель и лидер движения "Трудовая Россия" Виктор Анпилов.
Обширный инсульт. Три дня лежал в коме в "Склифе". Умер, не приходя в сознание.
Виктор Иванович Анпилов родился 2 октября 1945 года в большом селе Белая Глина на реке Рассыпная в Краснодарском крае, в многодетной семье (шестой ребёнок). После восьмого класса белоглинской школы №9 уехал в Таганрог и поступил в ремесленное училище. В 1961 году пошёл работать на комбайновый завод, одновременно учился в школе рабочей молодёжи. Затем служил в ракетных войсках. После армии окончил международное отделение факультета журналистики МГУ. Обладал недюжинными лингвистическими способностями: свободно владел испанским, португальским и английским языками. Работал переводчиком в Министерстве торгового флота Кубы и в Высшей комсомольской школе в Москве. Долго работал в Главной редакции радиовещания на страны Латинской Америки Гостелерадио СССР, военным корреспондентом в Никарагуа (период ожесточённой войны между сандинистами и контрас). В 1990 году баллотировался по 401-му Солнцевскому избирательному округу в Моссовет под девизом "Родину не продавать!", избран, присоединился к фракции "Москва". Осенью 1990 года учредил газету "Молния", чуть позднее уволился по собственному желанию из Гостелерадио. На первых выборах президента РФ являлся доверенным лицом генерала Макашова. На учредительном съезде Российской коммунистической рабочей партии (РКРП) 23.11.1991 избран секретарём ЦК, руководителем Московского горкома партии; возглавил сталинистское крыло РКРП. Тогда же создал движение "Трудовая Москва", впоследствии (к октябрю 1992 года) превратившееся в мощное движение "Трудовая Россия", которое объединяло до 100 тысяч человек. Организатор многочисленных антиельцинских мероприятий в 1991-1993 годах, среди которых демонстрация 7.11.1991, Марш голодных очередей 22.12.1991, поход на Белый дом 9.02.1992, Всенародное Вече на Манежной площади 17.03.1992, осада империи лжи против пропаганды насилия и русофобии на телевидении 12-22.06.1992, Марш пустых кастрюль 8.03.1993, демонстрация 1.05.1993. 8 мая 1993 года похищен, избит и ограблен ельциноидными боевиками, державшими его в заточении за пределами Москвы вплоть до окончания праздничных манифестаций, посвящённых Дню победы 9 мая. 21 сентября 1993 года, после указа Ельцина о роспуске Верховного совета, стал одним из организаторов мероприятий в защиту ВС. После расстрела Дома советов и запрета "Трудовой России" скрывался в Тульской области, где арестован 7 октября. 26 февраля 1994 года освобождён из следственного изолятора "Лефортово" согласно решению Госдумы I созыва.
Отойду от биографического официоза, здесь это просто необходимо. Я познакомился с Виктором Ивановичем осенью 1995 года. Нас, будущих политологов, распределяли от универа по избирательным объединениям для прохождения практики на думских выборах. Кто-то из однокурсников записался в черномырдинский НДР, кто-то предпочёл КРО генерала Лебедя, кошерненькие сломя голову ринулись в гайдаровский ДВР. Мы с приятелем демонстративно, "на радость" декану-пидарасу, потребовали направить нас к Анпилову, на которого изо дня в день лили помои демократические телевизионщики. А нечего делать, направили. И мы сразу освоились в штабе (самый первый, на улице Зацепа, задолго до Пролетарки), охотно включились в трудовые будни. В отличие от приятеля я не разделял коммунистические воззрения, но анпиловская атмосфера пришлась по нраву: с высоты сегодняшего дня и возраста трудно понять реалии антиельцинского сопротивления, когда идеологические штуки играли третьестепенную роль, а паролем для определения "свой - чужой" служило отношение к конкретным тварям навроде ЕБНа, коллективного ГайдароЧубайса или Меченого... Виктор Иванович оказался хорошим мужиком, добрым дядькой, абсолютно бескорыстным, каким-то своим, при этом мозговитым, эрудированным - что резко контрастировало с образом "Шарикова", сформированным телеподонками типа Евгения Киселёва. Он искренне переживал за страну, за всех без исключения окружающих его людей, за соратников, за лихой (часто чересчур) молодняк. Мы с ним несколько раз задушевно беседовали. И спорили в процессе штабной работы, конечно. На следующий день после выборов (блок "Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз" выступил довольно успешно и оказался на грани прохождения в Госдуму, но ельциноиды сознательно не допустили его в ГД) Иванович предложил мне написать заявление о вступлении в РКРП, тут же накатал рекомендацию. На ближайшем митинге объявил о принятии "студента Алексея", пригласил к микрофону, я что-то вещал о борьбе сионистов против России и русского народа. Кстати, Анпилов тоже не сильно жаловал понятно кого... Далее - другая история, другие люди и совсем другие организации, но Виктора Ивановича вспоминал и буду вспоминать по тому периоду личного общения, то есть хорошо, по-доброму, уважительно.
Осенью 1996 года экс-член Ленинградского обкома КПСС Тюлькин и его скучные, серые интриганы зачистили РКРП от Анпилова, органически не способного к интригам. Потом Иванович блокировался с Союзом офицеров Терехова и нацболами Лимонова, создавал Сталинский блок, объявлял войну Союзу правых сил, организовал ещё ряд акций: поход трудящихся за отмену итогов приватизации, шествие к телецентру с требованием увольнения разных сванидз и познеров, и т. д.
В новом веке он потерялся. Его редкие медийные всплески (в компании жириновцев или справедливороссов) смотрелись грустно, от "Трудовой России" осталась пара верных. Эпоха безвозвратно ушла.
Важно: в 2014 году Анпилов однозначно поддержал воссоединение Крыма с Россией.
Мир праху. Спи спокойно, Виктор Иванович.