Не было, как говорится, печали...
Расскажу сказочку:
Жил когда-то в автосервисе компрессор.
Но тут пришёл я.
Вернее, сначала, давно, компрессор закапризничал сильно, потом я в него влез, обнаружил убитый фазосдвигающий конденсатор, хотел поменять, но... но кто-то воткнул какой-то кондёр и, вроде, всё работало.
Вот такой кондёр:
По маркировке если судить, то, вроде бы, должно быть нормально.
Вроде бы.
Но навесной монтаж совсем не для такой техники. У конденсатора даже корпус открыло.
Да и две постоянно открытые клеммы, так это вообще ай-ай-ай.
Теперь этот фрухт опять не хочет нормально работать. Симпотоматика похожая: слабовато идёт и иногда не стартует, особенно есть подпор.
Разница в том, что сегодня на объекте есть нормальная трёхфазная сеть.
Да, первая мысль была такая: сделать трехфазным компрессор, выкинуть этот три@банный конденсатор, получить прирост мощности, плавности хода. Вместо трехфазного реле давления оставить однофазное плюс поставить контактор, что дешевле.
И ничего этому не мешало, даже денег за это вполне себе давали, ведь автосервис, средство производства уже такой компрессор.
Вопрос встал первый: есть ли вообще понимание, что там за двигатель, как у него обмотки подключены (звезда? треугольник?) и на сколько они рассчитаны. Ну, то есть, можно ли их вообще треугольником на линейное 380?
Естественно, по доброй китаско-косорылой традиции никакой маркировки нет нигде.
Я даже грешным делом думал, что это не Мишлен, а его китайская подделка.
Но всё-таки Мишлен.
Нашел, вот, коробку с биркой. Толку от этого, правда, чуть.
Есть там ещё на самом компрессоре такая вот бирка, но толку от неё ещё меньше.
Жаль, что никто меня не учил электроприводу. Вот, сел, перечитал на всякий случай, что нашел
вроде этого и вот
этого. Вроде бы и всё понятно, но тем и отличается специалист от не специалиста, что должен быть уверен.
Теория поднята и понятна. Осталось её прикрутить к практике. Ну, или практику к ней.
А на практике берётся мультиметр и меряется всё, до чего дотягиваешься, если уж разбирать не охота. А разбирать не охота.
Двигатель там с несущими задней и передней крышками, которые одновременно являются ещё и кронштейнами качающейся подвески. Коробки контактной, как на советских двигателях, там нет вообще. То есть, чтобы залезть и посмотреть, нет ли там чего интересного, нужно снять двигатель (снять ремень и шкив, защитный кожух). И только потом доберешься до контактов, на которые выходят обмотки.
А пока довольствуйся чем есть - из двигателя выходят два провода по две жилы каждый.
Вон на втором фото реле давления, на первом провод, шедший на конденсатор.
Выходящие провода я для себя обозначил от 1 до 4 и замерил сопротивление с каждого на каждый.
Записалось оно такой табличкой. А дальше сели стал думать. Справа схема подключения с номерами, внизу... а вот внизу как раз и оно.
При любом подключении должно быть три равных группы сопротивлений и оно нулевое (одна из жилок с реле должна накоротко идти на конденсатор.)
А получается две равных, а одна как сдвоенная, причем 3,8 ближе к 3,9. Нарисовал для "наглядности" себе четырехобмоточный сюрр, но мыслей не было. Что звезда, что треугольник так себя не должны вести. Минут 10 думал.
Потом встал, показываю картинку автоколлеге со словами "что-то я видимо не учел". А он и намекнул: "а если #13-#4 вышла из строя?".
Ага, я тоже подумал, что меньше надо тупить. Это (выход из строя) нормально объясняет показания при подключении треугольником. Значит, некоторая пульсация при работе и сложность пуска от того, что двигатель на двух обмотках крутится. Неслабо.
Починить это не получится, только замена двигателя, а он с нетипичным креплением, сволочь. :(
Денег всем жалко, поэтому будут ждать, пока подохнет. Потом посмотрим... Может, на "горшки" переведём. Я бы собрал такую штуку.
Да, оценил на практике чем флюк отличается он нефлюка. Первый ловит сопротивление точнее и быстрее, работать приятнее.
Похоже, придётся и клещи менять.