Одинокая женщина под парусом

May 21, 2010 22:20


Марта Шилайтис - Обегло о своей кругосветке



Марта родилась в 1985 г. Она самая молодая полька в истории, которая в одиночку проплыла вокруг света. Первый патент по парусному спорту она получила в 13 лет. Через шесть лет Марта сдала капитанский экзамен. Она организовала и провела несколько десятков учебных и туристических рейсов, была вахтовым офицером на польских парусниках „Pogoria“ и „Gedania“. C 27 апреля 2008 по 20 апреля 2009 на яхте „Mantra Ania“ водиночку проплыла вокруг света. Её путь пролегал из Венесуэлы через Карибское море, Панамский залив, Тихий океан, северную Австралию, Индийский океан и южный Атлантический океан. По пути Марта посетила Панаму, Галапагосские острова, французскую Полинезию, острова Тонга, Вануату, Австралию, Кокосовые острова, Маурициус, южную Африку, берег святой Елены и Бразилию. Весь пусть составил более 25 тысяч миль.


Мы разговариваем с Мартой Шилайтис-Обегло, самой молодой полькой, в одиночку проплывшей вокруг света

„Каждый такой рейс - это билет в одну сторону. Упадёшь за борт и конец. Собираясь в такое путешествие, нужно осознавать, что у тебя пятидесятипроцентный шанс не вернуться назад. Завещание было написано, всё закрыто, я разобралась со всеми своими делами“.

Как плывущий под парусом может спать, если он на судне один?

Да, это как раз самая большая проблема. Я быстро поняла, что спать практически некогда. Особенно первые двое суток после выхода из порта и последние двое - перед заходом в новый порт, т.к. движение в этих местах самое оживлённое.

Но каждый этап длился по несколько недель, а, значит, спать как-то всё-таки нужно.

Наблюдаешь за горизонтом, нет ли там кого. Если нет, то нужно рассчитать скорость безопасного сближения. Предполагаешь, с какой скоростью может идти другое судно, расстояние между вами, собственную скорость. Получаеся минут 15 - 20. Столько и спишь. Лучше всего спать ночью, потому что навигационные фонари находятся выше и ты увидишь их на большем расстоянии, а, значит, можешь поспать дольше.
[...]

Твой самый долгий сон?

Два с половиной часа.

А что в этой скорости приближения безопасного?

Мне повезло. Это было по дороге на Галапагосы. До этого я много часов провела за штурвалом. Был сильный ветер, брызги, поперечные волны. Я сидела вся мокрая на холодном ветре и простыла. У меня была температура 41 градус. Я не понимала уже, что вижу, не знала, стою ли. Плыву дальше... Мне показалось, что у меня галюцинация, т.к. посредине бушующего моря вижу дрейфующую шлюпку с какими-то людьми. Я подплыла к ним, спросила по-испански не нужно ли им чего-нибудь, топлива или еды. У них не было права там находиться!!! Тысяча миль от берега в шлюпке? У них просто не было шансов. Что-то буркнули мне в ответ, осмотрелись, перекинулись парой предложений и поплыли дальше. Я только через несколько дней поняла, что встретилась с настоящими пиратами. На Галапогосах я разговаривала с командой американской яхты, которая была ограблена как раз в том месте примерно в то же время. У пиратов этой части Тихого океана такая система охоты за яхтами: они берут такие шлюпки-развалюхи, как та, что я встретила, а поблизости кружит материнский корабль, где, в случае необходимости, можно спрятаться. Люди подплывают к „пострадавшим“, чтобы предложить помощь, а они входят на борт и забирают самые ценные вещи - ноутбуки, камеры, деньги. Те, что пытаются обороняться, часто оказываются в воде.

Почему они пожалели тебя?

Там плавают большие яхты класса люкс. Моя лодка выглядела бедно. Видимо, они решили, что не найдут там ничего интересного. И только эквадорцы, с которыми я об этом разговаривала позже, дали мне понять, на сколько же мне повезло - молодые женщины в этом регионе - ходовой товар. Видимо, „мои пираты“ были ориентированы только на оборудование и деньги. Живой товар их просто не интересовал. [...]



Так зачем ты поплыла?

Это шанс в жизни. Я знаю людей, которые готовились к таким рейсам годами, много чем пожертвовали, им это стоило проданного дома, развода и т.д. А мне дали такой шанс бесплатно (речь о друзьях Марты, предоставивших яхту). Я бы и так когда-нибудь поплыла. Рейс вокруг света - мечта всех настоящих яхтсменов. В ад отправляются не за то, что сделал, а за то, чего не сделал, потому что не хватило храбрости, хотя была возможность.

Кажется, твоя мама прятала твой паспорт, когда узнала о путешествии.

Ну, просто это не звучало хорошо. Мама была против этого рейса. Она полушутя даже сказала, что или сломает мне ногу или спрячет паспорт. Но я поехала бы и без паспорта, меня уже нельзя было остановить.[...]

Какая была твоя первая мысль, когда ты увидела яхту, на которой поплыла?

Какая же она маленькая! Это была самая маленькая лодка, на которй я в жизни плавала. Её длина 8,5 метров, а я всегда плавала на 45-55 метровых яхтах и катамаранах с парой дюжин человек в команде. А тут такая малышка.

Что есть на такой лодке?

Всё.

Ванной нет.[...]

А чем занимаются на яхте во время рейса? Мы уже знаем, что не спят.

В основном всё время проводят в заботах о лодке. Паруса в одном месте тёрлись, поэтому время от времени их приходилось подшивать. Пластиковые блоки на солнце трескались, нужно было их заменять и т.д. Кроме этого нужно всё время проверять всё снаряжение, не разъела ли солёная вода кабели, работает ли освещение. Это от двух до четырёх часов ежедневно. Когда работал мотор, было больше работы. Ремни, фильтры.

В твоём блоге я видела снимок, на котором видно, что среди океана у тебя накрашенные ногти. От скуки?

Дело было в безопасности. Красные ногти бросаются в глаза на корабле. А я ходила босиком, потому что я тогда лучше держусь на ногах. Постоянно приходилось быть внимательной, чтоб обо что-то не удариться ногой. Я плавала на разных судах, и сломала себе уже наверное все пальцы, достаточно, что чуть сильнее ударишься и уже трещина и на шпильках не походишь больше. Ну и капелька удовольствия улучшает настроение. Так что рекомендую красить ногти во время рейсов, особенно девушкам (смеётся).

А можно там почитать книгу?

Конечно. Я взяла с собой около 20 книг. Кроме того в портах для яхтсменов есть обменники книг. Оставляешь все свои прочитанные книги и берёшь следующие. На обложке каждый вписывает, на каком судне плывёт, по какой трассе, когда. Из этого создаются необыкновенные и правдивые истории. [...]



Спишь, проверяешь лодку, чинишь, читаешь...

Ем. Я взяла с собой еду, которой питаются астронавты. В каждой пачке полный набор еды - картошечка, фасолька, рулетик, какой-нибудь салат - всё замороженное при - 61 градусах и обезвоженное. Оно становится тогда сухое как чипсы. Все порции были герметично запакованы и подписаны,курочка со парржей, какое-то мексиканское блюдо с фасолью, филе из индюшатины, рулетик с кашей. Но сколько раз можно есть то же самое? Я приправляла блюда всеми возможными способами - табаско, имбирь, шафран, зеленью. Когда я уже не могла на это смотреть, начались китайские супчики - в портах можно купить такие вкусные вещи. У меня не было холодильника, поэтому с хранением было плохо. В портах приходилось есть про запас. Я брала с собой в основном свежие овощи, фрукты. Яблоки, морковь, картофель, лимоны выдерживали иногда даже три недели.

Раз уж вокруг вода, может стоило порыбачить?

Через полгода я созрела для рыбалки. Потому что словить рыбу, это ещё только половина проблемы. Потом с ней нужно что-то делать. А это просто ужасно.

Убийство?

Ну что-то же делать нужно. Знакомые говорили, что можно заливать в плавники алкоголь. Но это ещё точно попасть нужно. Океанические хищники вообще-то не лежат спокойно ожидая своего конца.

Ты сама тоже готовила?

Готовка - это искусство, и я предпочитаю оставлять её творцам. К тому же всё время шатало. Кухня подвешена, всё летает. Даже нормальному человеку было бы трудно готовить, а у меня ещё к тому же долгое время была повреждена рука.

Что случилось?

Это случилось в порту. [...] В каждом порту я была аттракционом - женщина, одна плывущая на маленькой яхте через океан. Это случилось на Бора-Бора. Вечеринка в мою честь закончилась в шесть часов утра. Я поспала после этого около часа и уже меня снова рвали на части, в результате меня уговорили кататься на водных лыжах. Я почувствовала порез и следующее, что увидела, беззащитно выглядывающую кость. У меня были сорваны связки и надорвана мышца, кость сместилась.

Как обстоят дела с медицинской помощью на Бора-Бора?

Никак. Нет ни рентгена, ни гипса. Мне сделали повязку из двух палочек и бандажа.

Ты плыла дальше со сломаной рукой? Это должно было быть очень больно.

Знаете сколько парацетамола можно съесть?

Сколько?

По четыре таблетки каждые шесть часов. Но если и помогает, то только немного. Я не могла спать. Болело так, что я на стену лезла. Я не плакала, слёзы лились сами. Мной занялись только через несколько дней в Австралии. Лечение - восстановление связок и т.д. - должно было продлиться несколько месяцев. Я решила, что лучше это просто обездвижить. Мне сделали форму из пластика, чтоб не нагружать сустав, я ходила с ней несколько месяцев. Но когда надо было что-то делать - убить рыбу или покопаться в моторе, приходилось повязку снимать. Были новые раны. Я вылечила руку уже только в Польше.[...]

В Портах ты провела в сумме полгода. Было какое-то место, которое ты хотела увидеть?

Это как раз проблема людей, которые считают себя путешественниками. Они едут в Париж и делают снимок: я и Эйфелева башня. А я просто хотела побыть среди людей, посмотреть, как они живут, какие у них проблемы. Знаете, что на островах Океании большинство людей за всю жизнь не бывают дальше, чем за несколько километров от своего дома? Разводят свинок, за которых покупают жён, живут, размножаются и умирают. Не умеют писать, но умеют идеально выложить корзину из пальмовых листьев. Из тех же листьев делают маты и носят их в качестве юбок, спят на них, строят из них стены домов. Эти маты - основа их жизни. Письменность - это уже что-то большее, впрочем, необязательное для выживания. Во многих местах, куда я доплывала, нет порта или аэропорта, поэтому и туристов нет. Поэтому если кто-то к ним приезжает, то к нему относятка как особенному гостю. На нескольких островах, на которых не было кинотеатров, на пляжах стояли экраны и проекторы. Хозяева попросили, чтоб я вечерами показывала детям фотографии из поездки. Для всех это был праздник, потому что они так редко путешествуют. В следующий раз я вела лекции в англоязычных школах. Деткам было ужасно любопытно всё о мире. Местные жители обычно с гордостью брали на себя обязанность помочь мне во всём, чем я занималась. У меня прекрасные воспоминания, например, о Вануату. Мачта качалась, мне нужен был сварочный аппарат. В столице я нашла магазин и хотела отдолжить там сварочный аппарат. Они не могли поверить, что я сама умею паять. Но когда уже увидели, приняли меня по-королевски. Предоставили мне домик с бассейном, машину, на которой я ездила. Вечерами они приглашали меня принять участие в их жизни, это было очень мило, потому что они почти каждый день организовывали гриль с жареными кальмарами, улитками и креветками.

Такой знак польско-вануэтанской дружбы?

Именно. Я там задержалась немного дольше, чем планировала, потому что господа из Вануату решили помочь мне в решении моей самой большой проблемы - выведении тараканов. Я привезла их из Полинезии, где отдала вещи в местную прачечную. Кошмар. Сначала я летала по судну с тапком, но в таракана не так легко попасть. У меня были специальные пенки, но на этом можно поскользнуться и что-нибудь себе повредить. Поэтому в конце концов я решила оставить всё, как есть. Я только расставила посуду с водой, потому что когда они туда вваливают, то тонут. На Вануату трое мужчин помогли мне выгрузить все мои богатства, потом закрыли яхту и боролись с тараканами дымовыми шашками.

Вытравили?

Какое там, они доплыли со мной до конца. Когда я паковала вещи для возврата в Польшу, кажду вещь вытрясла. Позже чемоданы несколько десятков часов летели в необогреваемом холодильнике и, представьте себе, что тараканы прилетели со мной... Я убила ещё парочку, когда отправляла вещи в стирку. К счастью, в Польше они уже не удержались. Иначе я бы этого не пережила.[...]

Ты поддерживала контакт с семьёй?

Я писала домой мейлы, чтобы мама там от нервов e ума не сошла. Присылала им фотографии, чтобы видели, как я выгляжу, на сколько попправилас. (смех) [...] Однажды я поняла, что у меня много болельщиков, которые посещают мою интернет-страницу. Вообще говоря, я думала раньше, что Земля всё-таки немного больше. А тут просто раз-два. Я ещё не хотела заканчивать.

В конце концов ты вернулась.

И вначале с меня не было абсолютно никакой пользы. Голосовые связки выдерживали только минут 10-15 разговора. Я отвечала в основном „да“ или „нет“. Я медленно „возвращалась в нормальную жизнь“. Я заново училась спать и привыкала к тому, что пол не шатается. И что каждый день можно иметь свежий хлеб и много пресной воды И даже даже то, что в холодильнике бывает холодное пиво. Я споступила в новый университет и организовала несколько обучающих рейсов.

Источник: www.wysokieobcasy.pl
Перевод: ПДФ -журнал AMPHI

Прочитать другие материалы выпуска AMPHI "Женщина. Истории" можно подписавшись на бесплатную рассылку здесь


amphi

Previous post Next post
Up