По состоянию на 17 декабря 2021 года общий объем грузоперевозок по Севморпути достиг 33,59 млн тонн. По итогам года он превысит 34 млн тонн.
Наибольший вклад в формирование грузопотока по СМП вносят экспортные перевозки сжиженного природного газа (проект «Ямал СПГ», ПАО «НОВАТЭК») и сырой нефти (проект «Новый порт», ПАО «Газпром нефть»).
В транзитном грузопотоке наиболее часто СМП использовали в 2021 году: норвежская компания Golden Ocean Management совместно со швейцарской компанией SUEK AG выполнили 18 рейсов судами дедвейтом до 80 000 тонн, 10 из которых из Мурманска и 1 из Канады в порты Китая с железорудным концентратом; китайская судоходная компания COSCO Shipping выполнила 14 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров; немецкая судоходная компания United Heavy Lift выполнила 14 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров; немецкая судоходная компания Oldendorff Carriers выполнила 8 рейсов судами дедвейтом до 121 000 тонн, 6 из которых в грузу (уголь, железорудный концентрат) с запада на восток; голландская судоходная компания Wagenborg Shipping выполнила 6 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров.
Для круглогодичной навигации по Севморпути нужно 7 ледоколов
проекта ЛК-60Я Пока сдано 3 самых больших и мощных ледокола в мире. Еще два строятся. В 2022 заложат еще 2 ядерных ледокола. Срок службы каждого составит 40 лет.
Проект ЛК-60Я заменит старые советские ледоколы проекта проекта 10520 (Ямал, 50 лет Победы) и проекта 10580 (Вайгач и Таймыр) построенного в Финляндии. Помимо ЛК-60 в России также ведется разработка еще более мощных ледоколов класса «Лидер» проект ЛК-110Я, способных прокладывать широкие каналы во льду для крупных караванов.
"Лидер" будет способен проходить лед любой толщины