Враг в отечественном кино.

Oct 31, 2016 01:02

Вот как почитаешь, Хисториана или Буркину, и от их вранья сразу становишься антисоветчиком. Ну зачем врать? Изображали белых и прочих врагов, врагами, ну что теперь испытывать стесненье, Были у власти малевали пропаганду, теперь  и получайте заслуженную ответку для востановления баланса. В чем проблема?. Нет, они теперь врут, что были благородными, а врагов показывали уважительно, что в фильме "Неуловимые мстители" не определишь где белые, а где красные


Пишет Хисториан,

В своем блоге я придерживаюсь советской традиции отношения к противникам. Я не поддерживаю демонизацию кулачества, хотя многие в запальчивости считают кулаков исчадием ада, мразью, чья животная сущность и создала остроту аграрного вопроса в России тех лет. Нет, - говорю я, - кулаки было тормозом развития страны не потому, что были плохими людьми, а потому, что их КЛАССОВЫЙ ИНТЕРЕС состоял в отстаивании ниш, мешавших развитию. При этом было неважно по большому счету, были ли это кулаки безжалостные, палящие в темноте из обрезов, вспарывающие животы пацанам Морозовым, либо это были кулаки культурные, выписывающие новые сорта и помогающие в голодный год своим батракам.

А ведь достаточно взять его другой пост Кинопортреты кулаков Из фильма 1935 г. «Вражьи тропы» Где он не поддерживает демонизацию кулачества и поддерживает советскую традицию изображать врагов людьми)) Все кулаки показаны уважительно, их позиция и доводы "не в коем случае не карикатуры и демонизации"






Аведь можно взять еще фильм Эрмлер "Крестьяне"



Или "Бежин луг" Эйзенштейна



Это так сказать советская традиция по отношению к противникам)))

Почему советский кинематограф изображал своих врагов людьми, а российский кинематограф изображает красных нелюдями?
Сам автор не дает четкого ответа на этот простой вопрос. Между тем, ответ проще простого: для советской пропаганды было важно, чтобы граждане ОСОЗНАННО разобрались между ИДЕЯМИ гражданской войны, не поддаваясь эмоциональной реакции на карикатуры и демонизации персонажей-врагов Советской власти. Красные понимали свою историческую правоту и не боялись предоставить зрителю право на холодный анализ.
Холодный анализ. ))
Ни один из советских фильмов тридцатых-сороковых городов XX века, в той или иной степени касающийся Белого движения, не может рассматриваться как мало-мальски правдивое, тем паче, документальное отражение подлинной истории.
К примеру, в «Чапаеве» в атаку «на бойцов Василия Ивановича марширует, как на параде, «офицерский Каппелевский полк». В действительности, он не был офицерским и никогда не носил придуманных ему специально для кино черных длинных мундиров с отворотами. Не ходил он и в психическую атаку против чапаевцев. Прославилась в ней Ижевская бригада - удивительная часть колчаковской армии, сформированная целиком из уральских рабочих. Нюхнув комиссарской власти, эти пролетарии восстали и выдвинули лозунг: «За советы без большевиков!». Сложно поверить, но против красных они сражались под... красным стягом! Ижевцы носили самые обычные защитные или белые гимнастерки с синими суконными погонами, офицеров своих выбирали и обращались к ним «товарищ поручик» или «товарищ полковник», а в наступление на Чапаева 9 июля 1919 года под Уфой двинулись, наяривая на гармошках революционную «Варшавянку»! Их психическая атака в полный рост без единого выстрела произошла не от хорошей жизни - у белых под красным знаменем просто кончились патроны. Вот и шли они, сверкая штыками и скрипя зубами... Но все это не вписывалось в ту схему гражданской войны, которую навязывали в 30-е годы победители-коммунисты. Рабочие против большевиков? Да, не дай Бог, кто узнает! Поэтому белогвардейцев предписали изображать чистенькими лощеными дворянами, словно только что из салона красоты, несмотря на то, что с прижизненных снимков на нас смотрит усталая завшивленная рвань в мятых погонах»  Олесь Бузина

Так «с 1919 г. по 1932 гг. на экраны страны вышло не менее 114 картин, в сюжетах которых действия разворачивались во время гражданской войны. Они составляли около 10% от всех созданных в это время кинопроизведений». А с 1933 по 1939 годы было снято всего около 20 фильмов, так или иначе повествующих о событиях гражданской, т.е. примерно 2% репертуарного потока. При этом число фильмов о гражданской войне (и, следовательно, количество персонажей, которых можно было, так или иначе, отнести к Белому движению) резко увеличивалось в годы так называемых «юбилейных дат». Так за шесть лет - с 1931 по 1936 годы было снято 7 фильмов о гражданской войне, а в юбилейный 1937 (20 лет со дня октябрьского переворота 1917 года) и постюбилейный 1938 годы - 9 фильмов аналогичной тематики.
В целом образы «белогвардейцев» (в число коих, на самом деле, включались разнородные группы людей, так или иначе вступивших в конфликт с большевиками), занимали периферийные места в сюжетной ткани фильмов. В центре повествования, естественно, оказывались образы красных. Практически все персонажи, которых в той или иной степени можно было отнести к Белому движению, были наделены на экране в основном отрицательными чертами (хотя в отдельных случаях, как, например, в «Чапаеве» (1934) братьев Васильевых, белогвардейцы могли быть показаны умными (полковник Бороздин) и храбрыми (каппелевцы, идущие в атаку под пулеметным огнем красных) врагами.

При этом жесткая идеологическая схема не позволяла изображать красных хоть каком-то мало-мальски отрицательном ракурсе. В крайнем случае, красные (как в том же «Чапаеве») могли быть «не шибко грамотными» и излишне эмоциональными, но все это с лихвой искупалось их преданностью «революционным идеалам», простонародными корнями и романтизмом.

Структура стереотипов образа Белого движения в советском игровом кино 1930-х годов

исторический период, место действия: любой отрезок времени с 1918 по 1924 годы (иногда более поздний временной период), Россия, СССР, в редких случаях - другие страны.
обстановка, предметы быта: скромные жилища, форма и предметы быта советских персонажей, добротные жилища, форма и предметы быта белогвардейских персонажей (особенно - высшего командного состава).
приемы изображения действительности: квазиреалистичное или условно-гротескное изображение жизни персонажей Белого движения.
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи (красные) - носители передовых коммунистических идей; отрицательные персонажи (белые) - носители антигуманных, милитаристских, монархических, буржуазных, империалистических идей. Персонажей разделяет не только социальный, но и материальный статус. Белые персонажи, как правило, показаны грубыми и жестокими врагами, с отталкивающей внешностью, властной мимикой и жестикуляцией, неприятными голосовыми тембрами. Одеты они, разумеется, богаче бедных и скромных красных. Что касается телосложения, то здесь допускались варианты - белогвардейцы на экране могли быть (в зависимости от конкретной задачи) как субтильными «гнилыми интеллигентами», так и атлетического вида мужчинами. Такого рода гендерная ориентация персонажей Белого движения доминировала, однако, среди них врагов коммунистов изредка встречались и женщины, в основном полностью зависимые от своих мужчин…
существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи (представители Белого движения) путем насилия, обмана и подкупа (война, теракты, шпионаж, сотрудничество с интервентами, буржуазным империалистическим Западом и пр.), собираются воплотить в жизнь свои антикоммунистические, антибольшевистские идеи.
возникшая проблема: жизнь красных персонажей, как, впрочем, и существование большевицкого государства в целом под угрозой.
поиски решения проблемы: борьба (разными видами и способами) положительных красных персонажей с отрицательными белыми.
решение проблемы: уничтожение/арест белых персонажей.
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/4059/print/

Буркина-Фасо

Previous post Next post
Up