Оригинал взят у
zhu_s в
Платёжный баланс: «антироссийские санкции» уменьшили утечку капитала из РФ вчетверо
В
докладе о денежно-кредитной политике, приуроченном к последнему решению ЦБ по процентным ставкам, регулятор в очередной раз снизил прогноз чистого оттока капитала. На сей раз - до 25 млрд. долл. за 2016г. (против 40 в прогнозе, опубликованном кварталом раньше, отнеся на прирост своих резервов разницу в 15 млрд. с оставшейся неизменной оценкой поступлений по текущим операциям с заграницей, за 5 мес. операционный прирост ЗВР - 8.4 млрд. долл.), и примерно таким же оставил его на 2017-18гг. Это - снижение более чем вчетверо против наиболее пессимистического прогноза полуторагодичной давности (№1-2015, оценки «утечки капитала» на 2016г. - 87-89 млрд. долл.), составлявшегося явно на фоне финансовой паники конца 2014г.
Фактически чистый вывод капитала за последний год (после мая 2015г.) ещё ниже - чуть меньше 21 млрд. долл. И к тому же, если убрать сезонный цикл из внешнеэкономических данных, он продолжает тенденцию к снижению. К этим цифрам добавлю от себя немного спекуляций о причинах и следствиях произошедших изменений, ставших приятным сюрпризом и для прогнозистов, и для экономики РФ.
Западные санкции, персональные и секторальные (наложенные, главным образом, на приток капитала в квази-госкомпании и банки РФ, и имплицитно ограничившие также инвестиции в частные компании) отразились на платежном балансе страны довольно неожиданным образом. Валовой вывоз капитала, если определять его как сокращение принятых резидентами обязательств, в итоге не только оказался неожиданно скромным. Всего ок. 50 млрд. в 2014г., и 72 млрд. - в 2015г., 9 млрд. - в 1-ом кв. 2016г. Всё это никак не больше, чем в «досанкционный» период. А значительное сокращение прямых и портфельных инвестиций в РФ, составившее, например, во второй половине 2014г. по номиналу более 300 млрд. долл., стало в основном результатом переоценки их рублёвой части, равно как и основная часть снижения внешнего долга.
Но и пришелся этот вывоз более чем наполовину на сокращение валютных депозитов в российских банках. На чистом оттоке это мало отразилось, поскольку банки, балансируя открытую валютную позицию, соответственно сокращали активы в валюте. Еще одной позицией, подвергшееся заметному урезанию, стали портфельные инвестиции, в основном относящиеся к долговым бумагам (облигациям).
На корпоративных же займах санкции практически не отразились, они были либо внутрифирменными (т.е. у себя же с использованием офшорным схем), либо компании нашли возможность их рефинансирования. Зато вывод капитала в зарубежные активы практически полностью прекратился. Отчасти это отразилось и на обратном потоке прямых инвестиций в РФ, в основном представлявших собой выведенные деньги резидентов, проведенные через офшоры.
Однако чистый баланс выводимых из России денег в итоге сильно сжался. Возможно, это следствие запрета на въезд в США Европу для ведущих российских бизнесменов и политиков, для которых вывод «теневых» доходов за границу в значительной мере утратил смысл и стал рискованным. Если эти действительно так, то надо признать, что персональные санкции, сделавшие российских чиновников «невъездными», весьма поддержали нашу экономику в условиях падения нефтяных доходов.
Благодаря сжатию вывоза капитала, импорт товаров в Россию остался почти неизменным на протяжении последнего года, что позволило экономике «пролежать» этот год на дне, избегая дальнейшего спада, несмотря на «кульбиты», выкидываемые ценой нефти. Хотя до этого темпы роста или спада ВВП России были исключительно деривативом растущей или падающей цены нефти. Сальдо торгового баланса за этот год упало более чем в 2 раза, а текущий счет, будучи скорректированным на сезонность, с начала года остается примерно нулевым. Это значит, что впервые за последние 18 лет Россия перестала быть чистым кредитором остального мира.
Получается, что за всё ещё относительно насыщенный импортными товарами потребительский рынок, за умеренную инфляцию, и за устойчивость рубля, курс которого при сохранении оттока капитала на уровне «досанкционных» лет достиг бы 100 за долл., надо сказать спасибо персональным санкциям, сделавшим накопление капитала на зарубежных счетах и в иных активах слишком рискованном и во многом бессмысленным.