Загадка ишимского помянника

Nov 27, 2021 13:04





В конце 2004 года работник ишимской Никольской церкви В.С. Рогожкин разбирал по поручению настоятеля обветшавшие от времени помянники (синодики), когда-то принесенные в храм прихожанами. В течение многих лет, по давнему обычаю храма, имена усопших читались в великопостные службы в алтаре.

Среди этих списков Валерий Сергеевич обнаружил любопытный документ: изъеденная жучками самодельная книжечка, на потертом плюшевом переплете которой наклеен бумажный восьмиконечный крест. А на распавшихся листочках чернилами вписаны аккуратным почерком имена «за упокой на рати убиенных татарами». Всего на трех страничках упоминается 94 имени. Окончание - «и всех православных воинов за веру и отечество на брани убиенных». При внимательном осмотре на форзаце обнаружилась заклеенная бумажкой дата: «1898 г.». То есть более ста лет по этому списку живые молились за усопших. Однако, при всем уважении к древности документа, более волнует не его возраст, а вопрос: кем же были эти воины, убиенные на рати некими татарами?



Пока есть одна версия, столь же поразительная, сколь и требующая дальнейшего обоснования. Вполне возможно, что это - имена казаков дружины Ермака, погибших в боях при завоевании Сибири. Такой вариант более вероятен, чем, скажем, предположение о том, что в списке перечислены погибшие при Куликовской сече. Более вероятен потому, что такой помянник уже был создан почти четыре века назад.

Сведения о нем нетрудно разыскать среди трудов историков-сибиреведов XIX века А.И. Сулоцкого, Н.А. Абрамова и И.В. Щеглова. Если свести их воедино, то предстанет следующая картина. В 1621 году в Тобольск из Новгорода прибыл поставленный патриархом Филаретом первый архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан, «отец сибирского летописания». Вскоре по приезду он «призвал оставшихся в живых ермаковых сподвижников, расспросил о их сражениях с татарами, сколько было всего дружины и кто из них где убит. Казаки доставили ему письменные известия, кои он сличил, дополнил другими сведениями и таким образом составил первую Сибирскую летопись. Имена Ермака и казаков, убитых при покорении Сибири, записал в синодик соборной Софийской церкви и заповедал каждогодно в неделю Православия в соборе протодьякону велегласно… кликами воспоминать им вечную память до скончания (т.е. навсегда)» [1]. Эти имена, действительно, ежегодно возглашались на церковной службе в Неделю торжества православия (первое воскресенье Великого поста), вплоть до 1869 года, когда Святейший Синод изменил порядок таких чтений [2].

Но, к сожалению, ни в одном из трудов упомянутых историков не приводится полный список имен Киприановского синодика. Только И.В. Щеглов приводит отрывок из Черепановской летописи (иначе - «Тобольский летописец»), рукописи, хранившейся в то время в библиотеке Тобольской духовной семинарии: «Помяни, Господи, пострадавших Твоего ради имене святого и кровь свою проливших по благочестии, победивших в Сибири безбожного царя Кучума, атаманов: Ермолая, Иоанна, Никиты, Иакова, Матфея и дружины их: Сергея, Иоанна 3, Андрея 3, Тимофея 2, Иоахима, Григория, Алексия, Никона, Михаила, Тита, Федора 2, Иоанна 2, Артемия, Логина, Иакова, Саввы, Петра 2 и прочую их дружину, а имена Ты, Господи, веси» [3]. По версии И.В. Щеглова, в синодик должно было быть занесено не менее 107 имён - столько погибло в решающем сражении с Кучумом под Чувашским мысом (у будущего Тобольска) 23 октября 1581 года [4]. Думается, эта цифра неполная - ведь впереди было еще немало кровопролитных стычек с «кучумовичами», в том числе и гибель самого Ермака в 1584 году.

Сравнение имен из вышеприведенного списка с ишимским помянником показывает как значительное сходство, так и различие - некоторые имена из одного списка вовсе не упоминаются в другом, хотя список из летописи значительно меньше нашего [5]. Отличается и текст начального прошения. Количество имен также меньше ста. Всё это рождает загадки, вопросы, на которые пока нет ответов. Заметим лишь, что Киприановский синодик предназначался для чтения не только в тобольском Софийском соборе, но и в церквах епархии [6]. Возможно, ишимский помянник - это его более поздний (или ранний) и упрощенный вариант или, как говорят историки, «извод»?

Кроме того, загадочно упоминание в конце нашего списка «блаженных» Андрея и Василия. Это наводит на мысль о возможности еще одного пути происхождения синодика. Традицию поминовения ермаковых казаков, заведенную еще до реформы патриарха Никона, могли свято беречь старообрядцы. Ведь уже в начале 1880-х «обычай ежегодно совершать память о первых завоевателях Сибири», как пишет И.В. Щеглов, «вывелся в Тобольске» [7]; ишимский же помянник датирован 1898 годом. В свою очередь, Андрей и Василий могли быть своего рода местночтимыми святыми, праведниками, без которых, по народным представлениям, «не стоит ни город, ни село». Наконец, ревнители старины признавали в письме только славянский полуустав, которым и вписаны имена в самодельную книжечку.

Разрешить хотя бы часть вопросов, которые породила ветхая книжечка из Никольской церкви, переданная в Ишимский историко-краеведческий музей, могло бы сравнение с подлинным Киприановским списком. Но, увы, в доступной исторической литературе его не удалось обнаружить. Может быть, кто-нибудь из читателей поможет открыть и прочитать малоизвестную страницу духовной истории Сибири?

Геннадий КРАМОР.

2005 г.

Неожиданный отклик в 2010 году

Примечания:

1. Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 105. (Публикация в «Тобольских губернских ведомостях», № 4 за 1858 год). Аналогично, но более кратко: Сулоцкий А.И. Соч. в 3-х тт. Т. 1. Тюмень, 2000. С. 315. (Публикация в «Тобольских губернских ведомостях», № 29 за 1858 год).

2. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. Сургут, 1993. С. 36.

3. Там же.

4. Там же.

5. Полный текст ишимского списка: «За упокой на рати убиенных Татарами / Антипы Андрея Алексия Андрея / Алексия Артемия Василия Алексия / Василия Владимира Варфоломия / Андрея Василия Бориса Василия / Галагтиона Григория Герасима / …Василия Владимира Василия / Григория Герасима Галагтиона / Дементия Ермолая Евсевия / Ермогена Ермолая Иова // Иоанна Иоакима Иоанна Илии / Иоанна Иерофея Исакия Иоанна / Космы Иоанна Киприана Илии / Иоанна Луки Иоанна Климента / Космы Константина Леонтия / Илии Калистрата Ксенофонта / Луки Константина Максима / Михаила Луки Мокия Моисея / Макария Моисея Михаила / Моисея Михаила Максима // Симеона Никиты Николая / Софрония Симеона Стефана / Саввы Иоанна Симеона Тита /  Симеона Тимофея Митрофана / Парфения Симеона Прокопия / Трофима Терентия Симеона / Харлампия Симеона Трофима / Феодора Симеона Феодора / Фомы, Блажен. Андрея Василия / и всех православных воинов за веру и отечество на брани убиенных». Важно также отметить, что к имени «Василия» в 6-ой строке имеется неразборчивая (полустертая) приписка: «…вка» (возможно, затитловано). Это порождает еще одну загадку ишимского синодика, в котором нет разделения на «атаманов» и «дружину»: согласно предположениям нынешних историков, христианское имя Ермака было Василий, в то время как в отрывке из Черепановской летописи он упоминается первым среди атаманов под именем Ермолая.

6. Щеглов И.В. Хронологический перечень… С. 63.

7. Там же. С. 36.

казаки, Тобольск, Ишим, имена, Ермак, музей, Православие в Приишимье

Previous post Next post
Up