Некоторое время назад в городе Лиски состоялась замена предпоследнего пролётного строения железнодорожного моста через реку Дон на участке Валуйки - Лиски Юго-Восточной ж.д. И я там был, фотоаппаратом по сторонам водил, о чём сегодня и расскажу.
Для начала, краткая историческая справка
по материалам «Гудка» «Построенный ещё в 1871 году вместе с приходом стальной магистрали на лискинское Придонье, этот однопутный 6-пролётный мост направлением на Валуйки общей длинной без малого 410 м был изначально низким, не рассчитанным на судоходство по Дону.*
С увеличением интенсивности движения поездов и наращиванием перевозок народно-хозяйственных грузов в 30-40 годы XX века его сделали трёхпутным.
В июле 1942-го, чтобы не пустить фашистские войска к железнодорожным воротам Сталинграда и кавказской нефти - к станции Лиски - донские мосты взорвали. Зимой 1943-го после успешно проведённой Красной Армией Острогожско-Россошанской наступательной операции взорванные мосты спешно восстановили. Спеша обеспечить доставку войск и боевой техники к Курской дуге, мост направлением на Валуйки оставили однопутным. Мостовые пролётные строения уложили на мостовые опоры с оптимистичной перспективой - со смещением от оси - в надежде, что мирные железнодорожные строители уложат на оставленное на опорах место пролёты 2-го пути**.
В 50-е годы с интенсивным развитием речного судоходства мосты пришлось значительно поднять, обеспечив тем самым пропуск теплоходов и барж.»
*Это отлично видно по конфигурации пролётных строений, которые как-бы стоят на ножках.
**По факту же вместо одвухпучивания этого моста с восточной стороны построили новые опоры, на которых уместили один двухпутный мост для направления на Россошь и один однопутный для нечётного пути участка Валуйки - Лиски.
Не смог найти информацию когда именно построили трёхпутный мост, но подозреваю, что как раз в пятидесятые годы, и в это же время заменили два из шести пролётов однопутного моста. Нынешним проектом реконструкции предусмотрено сохранение этих двух более свежих пролётов и использование их после окраски и замены мостобруса для плиты безбалластного мостового полотна в качестве русловых для пропуска под ними судов. Раньше они стояли со стороны Валуек (в правой части на фото выше). Остальные пролёты новые и представляют собой перевёрнутую ферму.
Как раз установке обновлённого пролёта на своё новое место и было посвящено очередное технологическое окно на этом объекте.
Перед началом окна, продолжительность которого,
как и в прошлый раз, составила 40 часов, пролёт перевезли вдоль по сооружённому для этого накаточному пути. Ещё один пролёт тоже поедет по этим же металлоконструкциям, но в конце года.
При продольной перекатке пролёт опирался на специально подготовленные временные опоры (справа). Временные опоры в левой части кадра примут на себя отслужившее пролётное строение для последующей разделки на иголки.
К новому пролёту уже прикручены гидроцилиндры, использовавшиеся для попереченой перекатки с оси продольного перемещения.
Опорные части старого пролёта предварительно обварены для удобства демонтажа чтобы не тратить на это драгоценное время в окно. Справа видна каретка, на которой старый пролёт поедет в сторону.
Перевёрнутая ферма просто создана для удобства фотографирования поездов на мосту. Мне такой тип пролётных строений очень нравится.
ЭП20 с крымским поездом (Гранд Экспресс Сервис) выглядывает из-за решётки соседнего моста.
На обновленных пролётах заклёпки соседствуют с болтовым соединением.
Старый пролёт с рельсами на мостобрусе.
Новый, без рельсов (они будут сняты со старого), но с плитами БМП.
Встречаем последний поезд перед закрытием движения по перегону.
И можно начинать. Нужно быстренько снять рельсы, срезать контруголок, несколько консолей крепления мостобруса, снять контактную сеть и можно двигать пролёт
Совсем уж все костыли доставать преждевременно, ведь по мосту ещё должна проехать дрезина контачей. А вот, к слову, и она.
Продолжаем демонтаж. Работают с огоньком! :)
Даже и не предполагал, что АДМ так умеет.
Пока идёт битва с костылями и контактной сетью, можно взглянуть на мост со стороны немного полетать. (Вообще, конечно, летать там нельзя.)
С обеих сторон заменяемых пролётов устроены низководные мостики для кранов.
К этому ракурсу мы ещё вернёмся.
Хозпоезд потащил куда-то стрелочные переводы.
Тем временем, на мосту в бой вступают экскаваторы на ж.д. ходу. С их помощью будут демонтированы рельсовые плети.
Вот эти консоли нового пролёта, на которых лежал мостобрус, больше не нужны.
Безжалостно удаляем.
Пора отрывать пролёт от опорных частей.
После подъёма на 110 миллиметров между опорной частью и пролётом укладывается уголковый пакет и штоки гидравлических домкратов втягиваются для следующего цикла подъёмки пролёта.
Одновременно на двух опорах поднимать пролёт нельзя из соображений безопасности. Пока одни поднимают свою сторону, другие ждут. И так цикл за циклом, всё выше и выше.
На одной стороне опорную часть демонтировали, на её место устанавливают опорную тумбу будущего накаточного пути.
Незаметно подкрался вечер.
Пролёт поднялся на добрых 40 сантиметров, но этого мало.
Нужно ещё немного выше, чтобы подкатить под него каретку.
Закатываем.
Ура, треть дела сделана.
На другой стороне каретки помощнее.
Теперь нужно быстренько устроить накаточный путь для поперечной перекатки пролётов.
Ррраз, и готово!
Можно подавать гидроцилиндр, с помощью которого будет перемещаться старый пролёт.
Поехали!
Технологию надвижки я описывал не раз, продублирую видео из прошлогодней записи.
Откатили.
На часах 2:18 ночи, с начала окна прошло 14 часов, пора бы и вздремнуть.
Пока я спал, строители разобрали накаточный путь, подготовили поверхность опор, установили металлические временные подферменники (в конце записи расскажу почему они временные) и собрали накаточный путь для надвижки нового пролёта.
Сравните размер старой опорной части (фото 6) и новой.
Никогда не надоест ракурс с обрывающимися рельсами.
Сверху тоже выглядит впечатляюще.
Старичок окрашен в далёком 1998 году, причём, наверняка, стандартной для того времени эмалью ХВ-16 по грунту ГФ-021.
Внешний вид за 22 года стал соответствующий.
Новые пролёты окрашены современными полиуретановыми материалами по цинкосодержащему грунту. Нормативный срок службы такого покрытия приближается к 35 годам, а фактический - около 50.
Тем временем, идут последние приготовления к перекатке обновлённого пролёта. Срезаются страховочные косынки.
На накаточный путь наносится и размечается ось для контроля точности и синхронности перемещения пролёта.
Снова едем!
Протискиваемся в узкий зазор.
Сварщик дежурит в готовности в любой момент расширить этот зазор.
Почти приехали.
Теперь нужно опуститься в проектное положение.
Для этого снова из уголковых пакетов устраиваются тумбочки под гидравлические домкраты.
Рядом с домкратами устанавливаются страховочные пакеты. На время выкатки кареток пролёт будет висеть в воздухе длительное время на штоках домкратов. Это недопустимо с точки зрения безопасности.
Место кареток заняли опорные тумбочки. Можно опускаться.
Этот процесс довольно долгий, так что есть время погулять вокруг.
Движение на этом участке весьма оживлённое.
Экскаваторы ждут своего часа, скоро нужно будет возвращать рельсы на место.
Интересно, есть ли у моста душа? Что он чувствует? Облегчение после десятилетий труда или грусть от осознания собственной ненужности?
Морщины у дедушки точно есть.
Краски много не бывает.
Зелёный ВЛ-80 здесь как привет из прошлого.
Почти опустились.
На одной стороне опорные части уже на месте.
На другой стороне их спускают по импровизированному трапу.
На донские просторы опускается вечер, над просторами поднимается коптер.
Город Лиски не изобилует высотными доминантами.
А ведь закатными видами гораздо приятнее любоваться забравшись повыше.
Впрочем, что я выпендриваюсь, и на уровне моста тоже вплоне живописно.
После опускания пролёта на опорные части, геодезисты проверяют совпадение оси существующего пути и оси надвигаемого пролёта, также проверяются высотные отметки. Допуск очень мал для такой большой детали - всего 5 миллиметров. Если отклонение больше, то нужно перемещать подферменный блок в пространстве. Мостостроители называют это "нянчить пролёт".
Вот и сейчас: кажется что уже всё, но нет.
При помощи реечного домкрата и такой-то матери вылавливаются эти миллиметры. Чтобы исключить перемещение подферменника при эксплуатации моста, его низ будет омоноличен быстротвердеющей бетонной смесью.
После совмещения всех осей и меток, нужно установить подвижные опорные части на нужное смещение в зависимости от температуры на текущий момент. В дальнейшем эти опорные части будут воспринимать линейные температурные расширения пролётного строения.
Наконец, наступила пора заняться укладкой пути на новом пролёте.
Пока нет контактной сети, можно забраться наверх.
Рядом несётся ЭП3Д, который год назад с большой помпой ППК "Черноземье" презентовало в Воронеже как инновационный состав. Учитывая, что в прошлом году я фоткал на этом же мосту "Глобус" ЭР9К, новый "Демих" действительно инновационен в местных реалиях.
Осталось быстренько прикрутить рельсы клеммными болтами и можно запускать дрезину контачей для устройства контактной сети.
Ну а мне пора на поезд. Офисная работа сама себя не сделает!
Да, чуть не забыл рассказать почему подферменники металлические и временные. Помните про смещение пролётов от оси опор для перспективной укладки второго пути? Так вот, поскольку на этих опорах уже ничего добавлять не будут, то в следующем году это смещение будет устранено. Для этого предусмотрено масштабное окно: с переустройством подходов, установкой новых бетонных постоянных подферменников и переносом всех пролётов на новую ось. Это будет интересно.
Но это будет потом.
А пока, всем пока и спасибо за внимание!