Вообще благородные опалы становятся "горячей" и больной темой..
До недавних пор с опалами все было просто. Популярность благородного опала никогда не падала до нуля, но популярность опалов "вообще" на долгое время значительно снизилась стараниями австралийцев, и начала возраждаться лишь в последнее время с ростом постоянного поступления камней из Африки.
Тем не менее до сего момента с опалами все было ясно. Что опал на самом деле, что лишь по названию (в геммологическом смысле) - определиться было легко и спутать невозможно.. Любые методы облагораживания или имитирования опалов гарантированно идентиифицировались и выводили эти "опалы" из "благородной" категории.. Как , к примеру, существенное большинство австралийских опалов, по сути не являющиеся не только благородными, но и опалами вообще.
Но... Все что стоит дорого, всегда приносит искушение.. Иногда - искушение купить.. А иногда....
Если есть желание - попробуйте угадать, что общего между 2-мя камнями на изображении. Заранее "отнимаю" лавры узнавших в камнях опалы, это действительно опалы. Долго не гадайте, верный ответ все равно угадан не будет!
Верный ответ на самом деле прост и - неожиданен!
Оба опала первоначально выглядели абсолютно одинаково и были невзрачными белыми, со очень слабой опалесценцией, то есть - совершенно неинтересными камнями.
Верхнему камню "помогли" стать очень дорогим "благородным черным опалом". Причем способ помощи этой настолько прост и в данной отрасли "технологий" неожиданен, что буквально "загоняет" глаза на лоб. Очень доступный, думается, способ, даже в домашних условиях.
"Черный" опал - копченый. В прямом смысле слова. Его закоптили в обычной коптилке (огневая камера снизу, дымовая камера сверху, источник дыма...) В результате опал, материал очень высокопористый, абсорбировал насыщающие дым мельчайшие частички углерода.
Вот на этом изображении, под микроскопом, хорошо заметны крупные инородные тела в этом "черном" опале, являющиеся ничем иным как микрочастицами сажи, оказавшимися достаточно мелкими, чтобы проникнуть с дымом внутрь камня, и достаточно крупными, чтобы их можно было разглядеть с помощью оптики.
Но если "нано" сажа проникает внутрь во все поровое пространство, и меняет цвет тела опала, то "микро" сажа - только в достаточно крупные трещины и полости, и частично даже застревает в трещинах на поверхности, что хорошо видно тут:
Такие вот, с позволения сказать, "благотодные черные опалы" были обнаружены в продаже в уходящем 2011 году! Опалы из небольшого месторождения Вело (или Волло) с Эфиопии, известное тем, что в основной массе материал там сильно обводненный, нестабильный, очень светлый и совершенно не интересный, но иногда попадаются отличные экемпляры "шоколадных" опалов:
Эти темные "шоколадные" опалы редки, дороги и в принципе - хорошо известны и популярны. В Африке их находят более или менее регулярно в той же Эфиопии, недалеко от местечка Шева. Теперь их (со стоимостью от $500 за карат и выше) в продаже стало значительно больше..
Вот он , "красавец" - благородный копченый черный опал из Вело.
Как говорится, все новое это хорошо забытое старое.. Вот этот опал, родом из Мексики, был сфотографирован и изучен одновременно с опалами из Вело, но он хранился в коллекции с середины 80-х годов. Догадайтесь с одного раза, что показало тестирование!
Уже в процессе изучения этих опалов, и изучения самого процесса копчения "опалов" обнаружилось, что кратковременное копчение приводит о легкому окрашиванию тела опалов в желтый или светло-коричневый оттенок, и они уже очень напоминают Веген-Теновские опалы.
На изображении под микроскопом, в прозодящем фоновом свете, заметны зоны с повышенной концентрациией "коптильного агента" углерода в трещинах, царапинах и пустотах.
Проблема же в том, что стандартными геммологическими тестами идентифицировать "копченость" благородного опала почти невозможно. Необходима рамановская спектрометрия. На спектре очень четко выявляется линия углерода (пик на 1150 см-1).
Опытным потем определилось, что химическая стойкость копченых опалов ничуть не хуже, чем у обычных, эффект окрашивания - перманентен. Камни прекрасно переполировываются, не теряя своей "черной благородности". Не теряется и очень усилившийся благодаря изменившейся оптике камней эффект опализации.
А пока можно только предполагать, сколько дорогих копченых благородных черных опалов и недорогих копченых желтых ждут своего часа в магазинах и на рынках.
Немыслимо оснастить все геммологические лаборатории мира рамановскими спектрометрами! Что дальше - не знаю.. Доктор Вильямс, проведший это исследование, предоставил все подтверждения в GIA и получил грант от GIA на продолжение работы. Остается надеяться, что он найдет более легкий способ борьбы с таким вот мошенничеством.
Опалы из Вело вообще оказались очень интересны "помошникам природы в доделке ее несделанной работы"..
Вот еще камушек, тоже из Вело. Как и в предыдущем случае его создатели неизвестны:
На партию таких опалов обратил внимание Натан Ренфро из Карлсбадской лаборатории GIA.
Этот опал окрашен в пурпуный цвет, краситель и методы обработки - неизвестны. Есть только короткой сообщение об этом, а серьезное исследование еще впереди.
Вот так выглядит этот опал по 50-кратным увеличением. Видна повышенная концентрация красителя в царапинах, трещинах и пустотах.
Пока же только можно сказать, что такой пурпурный цвет тела для природных благородных опалов НЕИЗВЕСТЕН! И любое предложение такого цвета можно априори считать подделкой.