Рифеншталь и Розенталь. Кино, посуда и уроки истории.

Mar 25, 2015 12:43

вместо эпиграфа: «Наступило время побед, эпоха собирания земель русских».                                                                       Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия»
                                                          из выступления на праздничном митинге-концерте на Красной Площади в Москве
                                                                                                                                                                                18 марта 2015 года


В декабре 2004-го я летел в Москву, встречать новый год. В самолёте меня удивило то, что во всех трёх печатных изданиях, двух газетах и одном журнале, которые я просматривал, были напечатаны большие статьи о Германии 1930х. Авторы статей были по меньшей мере заинтересованы в передаче читателям своего знания деталей устройства Третьего Рейха. Газетные статьи касались политики и экономики, и их авторы старались выдержать нейтральный, беспристрастный тон, в то время как журнальная статья была посвящена деятельности Лени Рифеншталь, и журналистка не скрывала своего восхищения мастерством и убедительностью её фильмов. Пока я писал эти строки, я вспомнил, как в декабре 2001 года мы ходили на спектакль о первой мировой войне (не помню названия) в театр «Современник» на Чистых прудах, в постановке Галины Волчек. Повествование было о немецких солдатах. Мне тогда показалось, что все нравственные ориентиры в постановке были поставлены с ног на голову. Речь в спектакле шла о предательстве, верности, жажде войны, сомнениях в её целесообразности. Предатели своих товарищей к моему недоумению были выставлены героями, а откровенно пацифисткий сюжет был вывернут наизнанку и превращён в гимн войне. Помню, как мы шли вчетвером по заснеженному бульвару, и как я поделился своими мыслями с приятелями, на что получил ответ от знакомого: «Ты слишком категорично рассуждаешь. Это же искусство - его можно показывать и так». Я не стал спорить, потому что мне казалось, что этот знакомый спорил ради того, чтобы спорить, и на любую мою фразу привёл бы контраргумент. Возвращаясь к полёту и Рифеншталь - помню, какой ужас охватил меня, когда я впервые смотрел её фильм «Триумф воли». Вообще во мне всё, что было связано с нацистской и фашистской атрибутикой, символикой или пропагандой, а также с симпатиями ко всему этому, постепенно стало вызывать инстинктивное отторжение. Поэтому в декабре 2004-го я читал статью с соответствующим ощущением. И появлялось то, давнее чувство ужаса. В статье, кстати, говорилось о том, что режиссёрша была очарована харизмой Гитлера, что её использовали, и что не стоит её судить строго, и что вообще нельзя политику смешивать с искусством. Уверен, что много подобного, в различных вариациях, мы будем слышать от артистов и читать от писателей через несколько лет в России. Сколько деятелей культуры подписались под письмом в поддержку Путина и войны с Украиной - 500? Представляете, какой поднимется запах и какая начнётся толкотня локтями у желающих поскорее публично отречься от своего сегодняшнего идола.

Великая страна, с честью преодолевшая своё тринадцатилетнее умопомешательство, очень богата традициями. В том числе и в сфере производства, и в частности производства фарфора. В ней действовали и продолжают действовать десятки фабрик, производящих качественные изделия, знаменитые во всём мире. Некоторые фабрики настолько укоренены в культуре и обществе страны, что точно отражают сиюминутные настроения народа. В годы же усиления пропаганды они реагируют и на неё. Одна из таких фабрик была основана Филиппом Розенталем в 1879 году. По её продукции можно проследить развитие немецкого общества. Я очень люблю узнавать историю из предметов материальной культуры. Фирма «Розенталь», как и некоторые другие европейские фирмы, на протяжении многих десятилетий выпускала ежегодные рождественские настенные тарелки. Традиционно на них изображались умиротворяющие зимние пейзажи, натюрморты или сцены из Евангелия. Вроде подобных:





А теперь давайте рассмотрим 12 тарелок драматичного периода истории этой страны.

1934 год. Картинка называется «Рождественский покой»





1935 год. Картинка называется «Рождество на озере»



1936 год. Картинка называется «Нюренбергский ангел света» Нюренберг - город в немецкой Баварии.



1937 год. Картинка называется «Рождество в Берхтесгадене». Берхтесгаден - городок в Баварии, у границы с Австрией. Неподалёку от него, в горах, располагалась вилла Адольфа Гитлера.



1938 год. Картинка называется «Унтерсберг с Хохензальцбургом». Унтерсберг - горный альпийский массив на границе Германии и Австрии. Хохензальцбург - крепость в австрийском городе Зальцбурге. В марте 1938 года Германия аннексировала Австрию (или, как тогда говорилось - Австрия вернулась в Германию).



1939 год. Картинка называется «Шнеекоппе». Шнеекоппе - немецкое название горы Снежка, высочайшего пика Судетских гор, расположенного в Чехии. Судетская область Чехии была аннексирована и включена в состав Третьего Рейха в марте 1939 года.



1940 год. Картинка называется «Мариенкирхе в Данциге». Данциг - немецкое название польского города Гданьск, также как Мариенкирхе - это Марьяцкий собор Гданьска. В сентябре 1939 года войска вермахта вторглись в Польшу, в ноябре 1939 года Гданьск и окружающие земли были аннексированы и ключены в состав Третьего Рейха под названием «Данциг-Западная Пруссия».



1941 год. Картинка называется «Страссбургский Мюнстер». Это - немецкое название собора Нотр-Дам в городе Страссбурге, столице Эльзасского региона Франции. Эльзас был аннексирован и включён в состав Третьего Рейха в июле 1940 года.



1942 год. Картинка называется «Крепость Орденсбург в Мариенбурге». Это немецкое название Замка в городе Мальборк, столице Мальборкского района Поморского Воеводства Польши.



1943 год. Картинка называется «Зимняя идиллия».



1944 год. Тарелка была выпущена без названия к картинке.



1945 год. Картинка называется «Рождественский покой». Слово frieden, употреблённое в названии, имеет несколько значений, такие как «покой», «мир», «мирный договор»...


Политика, Религия, Поток сознания

Previous post Next post
Up