***

Mar 16, 2013 17:06

Когда я учился в некоем колледже, я, выбирая тему для дипломной работы, решил сделать сравнительный анализ взглядов на предмет человека, который был мне близок по своему методу, и человека, взгляды которого считались святыми на факультете. Известный специалист, он много лет был руководителем факультета, и, несмотря на то, что он уже лет 5 как ( Read more... )

Политика, Поток сознания

Leave a comment

m_oblomova March 16 2013, 15:38:11 UTC
Да, очень бы хотелось, чтобы не было необходимости "читать между строк". Мы-то этому искусству обучены в совершенстве...

Reply

geminiani March 16 2013, 15:48:33 UTC
Нас продолжают держать в этом состоянии. Понимаешь это, когда попадаешь за пределы страны - там "зона гораздо меньшего напряга". Ты посмотрела статью про друга французских революционеров Бетхована, империалистическую музыку и великих мелкобуржуазных композиторов?))

Reply

m_oblomova March 16 2013, 15:54:27 UTC
Как раз сейчас читаю. А про Соллертинского я помню с детства рассказ Андроникова.
"Зона напряга" здесь была всегда. Еще во времена Ивана Грозного. Всегда отмечалась разница в личной свободе между русскими и европейцами. не то внутренний цензор так силен, не то государство так давит. А впрочем, и то, и другое...

Reply

geminiani March 16 2013, 16:05:08 UTC
Только если тебе интересно. Я понимаю, что для чтения подобного текста нужно обладать желанием отсеивать всю эту политическую шелуху. Видимо это было в самые "те" годы. Недаром он так под завязку нашпиговал текст всей этой ересью, через которую нужно продираться, особенно начало. Имя Ромена Роллана два раза использует (он ведь был "другом советского народа" и приезжал в Союз, кажется, в 1936-ом). В 36-м же, после изучения стиля Малера Шостакович написал свою 4-ую симфонию, которую снял с исполнения накануне премьеры в декабре. Видимо, чувствуя, что его разорвут из-за неё на части. Она была впервые исполнена только в 1961-ом году. Моя самая любимая.

Reply

m_oblomova March 16 2013, 17:09:56 UTC
Интересно.
Ну, что делать. И мы ведь писали дипломы, нашпигованные политической шелухой. И цитировали основоположников, и клеймили "врагов". Мой диплом, например, был о Московском кинофестивале. Причем не о его международном значении, а на специфически архивную тему. И то пришлось фильтровать имена, тщательно отбирать эпитеты...

Reply

geminiani March 16 2013, 17:25:11 UTC
Ну ладно, мне было уже 38... А молодым писать такое - мучение гораздо большее. Хотя, как посмотреть. Я в молодости думал, что по-другому нельзя, точнее - не пройдёт, поэтому и вынужден был писать и, кстати, играть, как велит партия. Это я сейчас такой смелый, точнее, такой же трусливый, просто иногда вяло противящийся. А раньше был покладистей. Вообще, сейчас, хотелось бы надеяться, у молодых больше места для манёвра. Хотя недавно в моей френдленте был крик души одной дипломницы - над ней руководительница издевается. Вечная тема, похоже.

Reply

m_oblomova March 16 2013, 17:31:21 UTC
Руководители всегда будут издеваться. Даже если не будет политической необходимости, найдутся другие, человеческие, причины.
Мы, кстати, в совке, не очень мучались, сочиняя подобный бред. Здравый пофигизм позволял не относиться к этому серьезно, а только как к условиям игры. Впрочем, наш институт всегда был рассадником свободомыслия. Так получилось. Нас должны были так идеологически давить, что добились противоположного эффекта.
Ну, ладно, мы - историки. Должны стоять на переднем крае идеологии.
А вот играть, как велит партия, и вообще идеологическое давление на музыку и музыкантов - это для меня уже за пределами понимания и здравого смысла. Это уже Кафка...
(Ага-ага, "мы рождены, чтоб Кафку сделать былью")...

Reply

geminiani March 16 2013, 18:14:37 UTC
В музыке существуют как общемировые процессы - какое-то время, порой несколько десятилетий или даже столетие (как с Бахом или Шубертом) широкие круги сопротивляются принятию гениальных композиторов, которым либо не повезло с известностью при жизни (и это замалчивание упорно поддерживалось "широкими творческими массами" несмотря на попытки одиночек его преодолеть), так и какие-то другие, в том числе политические причины. К фортепианным сонатам Шуберта в Европе стали серьёзно относиться только в 1980х, спустя 150 лет после его смерти) Вдруг оказалось, что они невероятно новаторские. Я сам стал их серьёзно слушать только в начале 90х. Помню, когда я дал их послушать маме в 2002м она сказала: "Слушай, какая хорошая музыка. А нас в консе учили, что фортепианный Шуберт - это плохая копия Бетховена ( ... )

Reply

m_oblomova March 16 2013, 18:19:47 UTC
Да, вот критерий отбора "правильных" композиторов мне всегда был непонятен. Происхождение требовалось, само собой. А что еще? Как к такому тонкому делу, как музыка, привязать идеологию?

Reply

geminiani March 16 2013, 19:47:17 UTC
Для наших было важно, да, происхождение. Или отказ от такового (в случае "неправильного" окружения в детстве). Ну, или усиленного лизоблюдства ( ... )

Reply

m_oblomova March 16 2013, 19:53:44 UTC
Дебилизм, конечно. Когда большое государство, провозгласившее себя сильным, вдруг боится какого-то человека, возникают сомнения, а так ли оно сильно...
Чем отвергать, лучше было бы "организовать и возглавить". С популярной музыкой, вроде джаза или рока, та же ерунда вышла. Если бы ее не провозгласили враждебной, а назвали бы, к примеру, "музыкой наших черных угнетенных братьев", огромная часть молодежи была бы гораздо менее антисоветской... Получается, против себя сработали...

Reply

m_oblomova March 16 2013, 17:11:53 UTC
Прости, не сразу ответила. Этот комп старенький, тормозит изрядно. Скрипит мозгами, периодически просит памяти побольше. ))

Reply

geminiani March 16 2013, 17:35:33 UTC
Ничего страшного. А комп прожорливый))

Reply

m_oblomova March 16 2013, 17:41:26 UTC
Да. К тому же с тех пор, как он был собран, программы стали гораздо более объемные.
Где-то читала недавно, что обычный бытовой комп сейчас гораздо более совершенен, чем тот, что обеспечивал полет американцев на Луну...

Reply

m_oblomova March 16 2013, 17:19:55 UTC
"Мелкобуржуазный романтик-утопист, Малер пытался найти выход не в политической борьбе, но в моральном подвиге, проповедью которого и должен был служить его симфонизм, полный высокого социально-этического пафоса..."

Ох, до чего ж знакомая терминология! ))

Reply

geminiani March 16 2013, 17:33:28 UTC
Я такого типа тексты пишу очень легко. При этом думаю о том, насколько моё подсознательное должно быть забито этим мусором, что он с такой готовностью выплёскивается и ложится на бумагу. Все эти комсомольские собрания в актовых залах явно не прошли даром.

Reply


Leave a comment

Up