Книги

Jun 10, 2007 17:59

Густав Майринк "Зелёный лик" -

Итак... Я дочитал роман Густава Майринка "Зелёный лик". Не помню ни одной книги, которая бы шла так тяжело, но этим не отталкивала, а притягивала, и оставила бы такие противоречивые (и при этом сильные) чувства. Я читал её едва не полгода...Хотя может и не едва - иногда откладывал на несколько недель, потом брал снова и проглатывал несколько глав. Если попытаться изложить ощущения вкратце - очень узнаваемо для того, кто читал Майринка до этого. Перекличка с другими произведениями ("Ангел Западного окна", малая проза, возможно, "Голем", хотя там скорее в мысленном, а не эмоциональном плане) очевида.
В романе излагаются основы оккультной доктрины, причём настолько мастерски, что очень сложно отличить, где (и насколько) это именно литературное произведение - а где и правда основы учения. К сожалению, я немного знаю об основах буддизма, но всё же почувствовал его присутствие - хотя бы при описании мира как иллюзии ("сна"), где единственным живым (как там сказано "единственным, кто не стал призраком") является человек-предтеча, с зелёным ликом. И очень характерная для произведений Майринка нотка "отстранённости" - персонажи, которые испытывают к окружающему миру чувства от безразличия до отвращения; и "пробудиться" по настоящему могут лишь единицы - для этого нужно - всего лишь! - стать сначала выше своего тела, потом - выше своих мыслей. И обрести над ними власть. И такой путь - единственный путь человека, который желает очнуться от тягостного сна существования, и стать тем, что он есть. Мне почему-то вспомнились слова "ты есть Бог" - из куда более лёгкого для восприятия романа - но они тоже выражали особенности подобного мировосприятия.
Вообще - очень характерная для Майринка смесь "запредельных" видений и очень трудной и неудобной для восприятия философии с чётким реализмом - во всём что не касается главной темы романа, изложенная с привычным сарказмом и "сжатостью" мысли. Кстати, под самый-самый конец накал романа (для меня во всяком случае, было так) ощутимо сбивается, как ни странно, именно фантастической картиной - ненаступающая вслед за зимой весна, безумие охватывающее мир (заключёный там в Амстердам, где происходит действие) и наконец апокалипсические видения и чудовищный ураган, стирающий город с лица земли - всё это слишком уж фантастично. А потому начинает восприниматься как фантазия и всё предшествовавшее повествование.
Автора можно за это поблагодарить.

книги

Previous post Next post
Up