Недавно побывал
Идея родилась вдруг, ввиду нелётной погоды был отложен шашлык, и мы со знакомой сидели и обсуждали куда пойти/поехать вместо. Перебирали всякие местечки в относительной близости Харькова и вдруг всплыло слово «Полтава» (тут двести с небольшим километров - в общем, ерунда, если есть машина - она была, у Юлиного парня).
Поехали. Надо сказать к Полтаве как к городу у меня вообще достаточно трепетное отношение - во-первых, по материнской линии мои корни именно из Полтавщины, и на полтавских кладбищах лежат кости некоторых из моих предков. Во-вторых, Полтава - это почти архетипическая Украина, не идеологически переправленная, а такая как есть и была - во времена Котляревского, Пушкаря, Сулимы и вероятно - еще раньше. И вот...
Прибыли мы прямо в центр Полтавы, руководствуясь найденным мною в инете планом. Центр Полтавы - улицы Фрунзе, Жовтнева (Октябрьская), Ленина - в определённой их части (мне лично режет глаза эта совково-официозная топонимика, ведь древний же город - почему бы не вернуть что было?).
Если вкратце - район Корпусного сада, получивший своё название от расположенного некогда рядом Полтавского кадетского корпуса выглядит вполне достойно. Опрятно, ухоженно, там было оживлённо, но не переполнено. Кстати там же сделано что-то вроде уменьшенной, применительно к размерам Полтавы, копии киевского Метрограда.
Первое впечатление от центра города было вполне выгодное, а потом - мы двинулись по улице Монастырской, чтобы, спустившись по нему к улице Ленина пройти через «полтавский Подол». Мысль была моя, ага - по моему плану получалось вполне логично.
Впечатление от первых пяти-семи минут прогулки оставалось сугубо положительным - вот такие ухоженные скверики с непременными фонтанчиками в центре
по бокам - старинные дома с современными, иногда весьма забавными, вывесками
ну, так было примерно семь-десять минут неспешного хода - а потом город закончился. Ибо то, что пошло дальше назвать городом трудно - как по мне так село, как оно есть. Пустынные улицы с одно-двухэтажными домами по сторонам, иногда заброшенными, гавкающие из-за заборов собаки, редкие машины, общая атмосфера сна и скуки. Напоминаю - где-то пятнадцать минут ходьбы от Корпусного сада, сердца города.
Вот такие примерно пейзажи с неизменной топонимикой
хотя переименование здесь конечно не спасёт положения. Разве что - многие частные дома представляли собой не кирпичные коробки вроде заснятой, которых и в Харькове немало - а явно отражали старинную архитектурную традицию. Не могу сказать, действительно ли они были дореволюционные, или просто построены в том же стиле.
Вообще зрелище очень интересное с точки зрения этнографии (нафиг неинтересной моим спутникам)
но интересной мне. Хотя конечно такие детали не скрашивают подобных
впечатлений.
и над этим - открывающаяся панорама казацкой Украины, древнерусского Посулья, гетманской Малороссии, без признаков УРСР и современного «прогресса»
(Кресто-Воздвиженский монастырь, насколько я понимаю, между прочим построенный на пожертвования Мартына Пушкаря)
в общем, до «полтавского Подола» мы немного не дошли - не туда взяли, пройдя зигзагами по улице Шолом-Алейхема, Панянскому бульвару и посидев на Соборной площади. Там кстати заплатили тридцать с лишним гривен за 0,3 пива и крошечную сардельку, разогретую в микроволновке и присыпанную сыром. Я уж не знаю, за панораму они что ли столько берут?
ну а потом по Жовтневой вышли к исходной точке - полтавской цивилизации. Заехав, совершенно напрасно как выяснилось, в Диканьку, поехали домой.
Памятник галушкам видели, а вот хорошего недорогого ресторана не нашли. Как впрочем и толковой книжной лавки (искал я, надеясь нарыть литературу по полтавской старине - в Харькове её найти легче, совершенно серьёзно).
Речь полтавчан - особый разговор, я бы подобрал к ней определение «мягкая». И когда они говорят по-русски, и когда по-украински. А в Полтаве тянет говорить по-украински - с жителями и даже друг с другом. Словно и правда озорное и острое слово Котляревского до сих пор отдаётся эхом в этих улицах и улочках.
Странный город. Вернее - странные впечатления. Хорошо побывать там, побродить по улицам, поговорить с жителями - и уехать. Но жить - ни в коем случае. Ибо город, и -для меня - жизнь, заканчиваются там за пределами крошечного центрального пятачка. Остальное - село, которому сейчас предоставлена судьба украинского села - тихо, сонно, уныло угасать.
Жаль, почти до боли. Полтава заслуживает лучшего.