[Spoiler (click to open)]Одной из позорнейших страниц истории английской колониальной экспансии является истребление туземного населения о. Тасмании. Белые нашли остров довольно плотно заселенным. Хотя точные цифровые данные отсутствуют, но один из наиболее авторитетных исследователей, Р. Пёх, полагает, что продуктами охоты и собирательства на Тасмании могло существовать около 6000 туземцев. После того, как численность населения достигла указанной цифры, дальнейший его прирост, повидимому, не мог иметь места, так как в условиях хозяйства тасманийцев это означало бы перенаселение, а наличие такового не подтверждается никакими данными; с другой стороны, отсутствовали и причины уменьшения населения. Такими причинами могли бы быть болезни, войны и голодовки. Что касается болезней, то тасманийцы были своей изолированностью гарантированы от заноса новых болезней, производящих всегда громадные опустошения, а в отношении болезней местного происхождения у них должен был постепенно выработаться известный иммунитет. Климат острова таков, что не мог содействовать развитию каких-либо болезней, за исключением разве ревматических, которые не могли оказать значительного влияния на численность населения. Равным образом, исключается значительное вредное влияние войны, так как дело не шло дальше мелких межплеменных распрей. Голодовок, по-видимому, не было, по крайней мере европейцы не нашли туземцев истощенными. Детоубийство стало практиковаться только после прихода европейцев. Первые белые были встречены тасманийцами с величайшим дружелюбием. По свидетельству Кука, тасманийцы из всех виденных им "дикарей" были самыми добродушным и доверчивым народом. "Они не имели свирепого или дикого вида, а казались добрыми и весёлыми без недоверчивости к чужестранцам". Когда в 1803г. на острове было основано первое английское поселение, тасманийцы также отнеслись к колонистам без какой бы то ни было враждебности. Лишь насилия и жестокости европейцев заставили тасманийцев изменить своё отношение к белым. В источниках мы находим многочисленные красочные примеры этих насилий и жестокостей. "Некто, по имени Carrots, - рассказывает Х. Паркер, - убил туземца, у которого хотел увести жену, отрезал ему голову, повесил её, как игрушку, на шее убитого и заставил женщину следовать за собой". Тот же автор сообщает о подвигах одного тюленепромышленника, который "захватил 10-15 туземных женщин и расселил их по островкам Бассова пролива, чтобы они добывали для него тюленей. Если к его приезду женщины не успевали заготовить положенного количества шкур, он в наказание привязывал виновных к деревьям на 24-36 часов подряд, причем от времени до времени сек их розгами." Росс упоминает о встрече с полуумиравшим от голода скотоводом, который заблудился, преследуя свою туземную рабыню, освободившуюся от бычьих пут, которыми связал её хозяин, и бежавшую. "Нет сомнения, - говорит он, - что такое и даже худшее обращение со стороны белых скотоводов послужило первой и главной причиной той враждебности, с которой теперь туземцы относятся ко всем белым". В начале 1820-х годов тасманийцы делают попытки организованного вооруженного сопротивления европейским насильникам. Возгорается так называемая "черная война" ("black war"), скоро превратившаяся в настоящую охоту англичан за тасманийцами, совершенно беззащитными против огнестрельного оружия белых. Х. Халл прямо говорит, что "охота за черными была любимым спортом колонистов. Выбирали день и приглашали соседей с их семьями на пикник... после обеда джентльмены брали ружья и собак и, в сопровождении 2-3 слуг из ссыльных, отправлялись в лес искать черных. Охотники возвращались с триумфом, если им удавалось подстрелить женщину или 1-2 мужчин." "У одного колониста, - рассказывает Линг Рот, - была банка из-под пикулей, в которой он хранил в качестве охотничьих трофеев уши всех черных, которых ему удавалось убить". У того же автора находим ещё один красочный пример той беспощадной жестокости, с которой англичане вели "черную войну". "Много черных с женщинами и детьми собрались в овраге близ города... мужчины сидели вокруг большого костра, в то время как женщины были заняты приготовлением на ужин опоссумов и бандикутов. Туземцы были застигнуты врасплох отрядом солдат, которые без предупреждения открыли по ним огонь, а затем бросились добивать раненых. Один солдат проткнул штыком ребенка, ползавшего около своей убитой матери, и бросил его в огонь". Этот солдат сам рассказывал о своём "подвиге" путешественнику Халлу, и когда последний выразил возмущение его жестокостью, тот с искренним удивлением воскликнул: "Ведь это был только ребенок!" В 1834 г. "черная война" была окончена. "28 декабря, - рассказывает Э. Реклю, - последние туземцы, преследуемые как дикие звери, были захвачены из оконечности одного возвышенного мыса, и это событие праздновалось с триумфом. Счастливый охотник, Робинсон, получил в награду от правительства имение в 400 га и значительную сумму денег; кроме того, публичная подписка дала ему около 200 тысяч франков. Пленных сначала переводили с островка на островок, а потом заключили всех тасманийцев в числе двух сотен в одну болотистую долину о. Флайндерса. Им давали съестные припасы и уроки катехизиса. В течение 10 лет 3/4 ссыльных перемерли". В 1860 г. оставалось по Халлу уже только одиннадцать тасманийцев. В 1876 году умирает последняя тасманийка Труганини, прозванная англичанами Лалла-Рук, и остров оказывается, по выражению английских официальных документов, совершенно "очищенным" от туземцев, если не считать ничтожного количества европеизированных метисов англо-тасманийского происхождения. Культура тасманийцев, в результате быстрого истребления этого интересного народа, оказалась мало изученной: исследователи вынуждены базироваться на отрывочных показаниях старинных путешественников и на археологическом материале в виде находимых на острове каменных орудий.
Пиотровский А.Б. Тасманийцы (краткий очерк культуры). // Советская этнография, 1933, №3-4, с.166-168. (д.д.) Сноски опущены. Пиотровский ссылается в основном на свидетельства, опубликованные самими англичанами в середине 19 века. Элизе Реклю (1830-1905) - известный французский географ и теоретик анархизма.