Рустам Хамдамов

Dec 07, 2013 18:00

С самого начала этого журнала я записала Рустама в мои интересы. В те времена во всём русском ЖЖ было только два человека, у кого я обнаружила Рустама в интересах. Одной из них была моя подруга. Узнала я о нём от её мужа: Рустам жил какое-то время в Париже и Андрей был с ним знаком. Андрей - первоклассный расказчик, и кадры из фильмов Хамдамова я сначала "посмотрела" с его слов. И не только фильмы, со слов Андрея я видела его самого, странного, не вписывающегося ни в какие мыслимые правила и понятия: гениального, пьющего, превращающего любой мусор в россыпи драгоценностей и шедевров... Потом я нашла его графику в одной единственной галерее в нете... Теперь-то вы найдёте много ссылок на Рустама, и в утюбе можно посмотреть всё, что сохранилось или снято им недавно...

"Рустам Хамдамов родился и рос в Ташкенте.
В 1969 году Рустам Хамдамов закончил ВГИК.
В 1991 году он представил снятый им по собственному сценарию фильм "Анна Карамазофф" с Жанной Моро в главной роли на Каннском кинофестивале. Этот фильм был одним из главных претендентов на Гран-при фестиваля и получил восторженные отклики элитарных критиков.
В 1992 году Рустам Хамдамов получил грант Жака Ширака для выдающихся деятелей мировой культуры мэрии города Парижа и до 1995 года жил в Париже, где анонимно рисовал для домов Высокой моды Милана, Парижа и Нью-Йорка, работал как художник-прикладник, проектировал ювелирные изделия для американской компании "Russian World Gallery".
В 1997 году он был удостоин самой престижной независимой национальной премии "Триумф" как художник, сценарист, кинорежиссёр.
В 2003 году Р. Хамдамов удостоен гран-при "Культурное достояние нации" (председатель жюри директор Эрмитажа академик Пиотровский).
В 2003 году впервые в истории русской культуры он стал первым живым российским художником, чья работа была официально принята в современную коллекцию Эрмитажа. В честь Рустама Хамдамова был устроен официальный приём в музее Эрмитаж.
Художника, эстета и теоретика искусства Хамдамова высоко ценят художественные критики и эстеты мирового класса, такие, как Ремо Гудьерри, Франческо Пеллизи, Дэвид Росс, Валерий Турчин.
Его работы также находятся в Коллекциях Государственной Третьяковской галереи (Россия), Зиммерли музея Роткерс Юниверсити (США), Национальной галереи г. Ровенна (Италия), а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру."

"Хамдамов, уроженец Ташкента, в 1969 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа, во время учебы снял фильм «В горах мое сердце» и почти сразу же получил самостоятельную постановку на «Мосфильме» по перспективному сценарию Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна. В сценарии была выгодная фактура: белогвардейский Крым, закат русской немой фильмы с ее изломанными линиями и вырожденческими лицами, с ананасами в шампанском, белыми костюмами, парусиновыми шляпами, узконосыми туфлями, декадентским гримом и страстями на разрыв аорты; а также рассвет новой жизни, которая отвоевывается у прошлого с помощью слежки, арестов, маузеров, выстрелов в затылки лютых врагов.

Рассвет новой и прекрасной жизни дебютант Хамдамов отменил за ненадобностью, сосредоточился на закате прежней, ушедшей натуры и фактуры. Как-то само собой получилось, что и от сценария в скором времени не осталось ничего. Уходящая натура приобрела очертания манящего миража на границе то ли утраченного рая, то ли подступающей преисподней, «белые» и «красные», черное и белое, противостояние, контраст и конфликт растворились в загадочном узоре персидского ковра, секрет которого молодой режиссер никому не поведал - ни редакторам, ни съемочной группе. Материал фильма, снятого во Львове, был с гневом отвергнут нижестоящими инстанциями (худсовет студии), а до вышестоящих дело даже не дошло. Фильм был закрыт, негатив фильма был смыт в плановом порядке, а рабочий материал разобран разными людьми. Cтудию от финансовых и прочих неприятностей спас Никита Михалков, сделавший на основе принятого сценария - и с учетом некоторых наработок предыдущего оратора (скажем, облик главной героини) - стильный фильм, где и рассветы, и закаты происходили в положенное им время и в предназначенной последовательности. Так возник один из самых любимых советским народом фильмов «Раба любви». Так завершилась, едва начавшись, режиссерская биография Хамдамова.

image Click to view


image Click to view

красота, Рустам Хамдамов, художники, Удивительные люди

Previous post Next post
Up