Leave a comment

yeartwo May 15 2023, 13:23:47 UTC

В ретроспективе очевидно, что республики «ЛДНР» служили не только троянскими конями для подчинения Украины (вышло так себе). Сдвоенные квазигосударства выступали и полигоном, где обкатывали новую реальность для самой России (уже куда успешнее).

Один из мрачных элементов этой системы - сеть тайных тюрем. То, что в самом Донбассе скрывали под эвфемизмом бросить на подвал. Причём сепаратисты отправляли туда не только сторонников украинского Донбасса, но и собственных единомышленников. Наиболее печальную славу снискала донецкая «Изоляция». Место, прежде бывшее арт-площадкой, боевики «ДНР» превратили в гигантский пыточный застенок.

Галина Гаевая работала старшей медсестрой в акушерском отделении центральной больницы Докучаевска. С сентября 2014 года этот 25-тысячный городок в получасе езды от Донецка контролировали формирования «ДНР». Гаевая изначально относила себя к тем жителям Донбасса, что остались дома, но не приняли новую власть.

«[Сепаратисты в сентябре 2014 года] знали, кто среди местного населения был за Украину. Тех, кто был дома, избивали, грабили. Выносили всё, вплоть до ложек с тарелками и детской одежды. У местной заведующей пенсионным фондом отобрали автомобиль, в который погрузили украденные у неё же вещи и уехали. И очень сильно избили её с мужем».

14 октября 2016 года Галину прямо на рабочем месте задержали сотрудники госбезопасности «ДНР». Вместе они поехали домой к женщине. Незваные гости провели там обыск без каких-либо ордеров и понятых, изъяли всю компьютерную технику. Потом повели арестованную на допрос - вопросы задавал, судя по выговору, выходец из России. Женщине сразу же предъявили копию написанного её рукой списка. Перечень содержал фамилии лечившихся в Докучаевске раненых солдат ВСРФ, чьё присутствие в Украине официальная Москва тогда ещё упорно опровергала. Гаевая не стала отрицать очевидное и подтвердила, что служила информатором СБУ.

Тем же вечером медсестру вывезли в Донецк, доставив с мешком на голове в незнакомое сооружение. Первые несколько дней Галина провела в одиночке метр на метр без окон, света и туалета. Нужду полагалось справлять в пластиковую бутылку. Спустя неделю Гаевую сводили в душ и определили в постоянную камеру. Только тогда она узнала от соседки, что находится в «Изоляции».

Ещё три года назад здесь, на месте советского завода изоляционных материалов, работала одноимённая арт-площадка. После захвата власти «ДНР» слово приобрело новый зловещий смысл. Сюда в прямом смысле в изоляцию без какой-либо связи с внешним миром попали несколько сотен людей.

Участь Гаевой разделили слишком многие.

Весной 2017 года в «Изоляцию» доставили самого известного из её узников - журналиста и писателя Станислава Асеева. С контролируемой «ДНР» территории он несколько лет тайно писал для украинских СМИ. В итоге Асеева всё же вычислила госбезопасность сепаратистов. Прославила писателя посвящённая концлагерю  книга «Світлий шлях: історія одного концтабору», написанная после двух жутких лет в «Изоляции», обмена и переезда в Киев.

Сторонникам единой Украины компанию составляли защитники «русского мира». Украинские журналисты оценивают их долю среди заключённых «Изоляции» в годы шаткого донбасского «интербеллума» в 30-50% от общего контингента. Сажали и рядовых боевиков, и  целых «генералов» с «министрами», непременно жестоко истязая. Станислав Асеев потом вспоминал, как одного из проштрафившихся полевых командиров «ДНР», Сергея Ставничного, пытали на дыбе и пропускали ток через гениталии.

Жертву избивал лично начальник лагеря, требуя отдать коллекцию дорогих часов, фото которой нашёл у него в отобранном смартфоне.

В 2020 году офис генпрокурора Украины объявил, что через тайные тюрьмы в «ЛДНР» уже прошли не меньше 3500 человек, и около трети из них побывали в «Изоляции». Киевские юристы тогда подчеркнули, что донецкий концлагерь - лишь один из 160 подобных застенков в неподконтрольной им части Донецкой и Луганской областей. Власти обеих «народных республик» в ответ продолжали отрицать само существование таких объектов" republic ru

Reply


Leave a comment

Up