В своё время я немного попрыгал с парашютом. Несколько лет назад я слегка п
опрактиковался в аэронавтике, полетав на
воздушном шаре. Вчера же попробовал другой, более технологичный вариант: самолёт. Нет, конечно всякое там перелёт Москва-Дубай - это в рамках нормы, дело привычное. А вот самому хотя бы немного порулить - было интересно.
Вообще-то мне подарили "билет на покататься" ещё в феврале, на полу-юбилей. Но, естественно, хотелось попробовать в относительно тёплую погоду и вообще над зеленью. Потом, как известно, началась эта свистопляска с коронавирусом и от идеи провернуть это дело где-то в мае пришлось отказаться. Но тут внезапно сложились все звёзды. Во-первых, пока ещё тепло. Во-вторых, аэродром, конечно, не прямо под боком - но купив авто - чего бы и не съездить. В-третьих и главных - партизанскими тропами через Стамбул к нам на несколько дней прокралась Прекрасная Дама, наша с
yakabito (и много ещё чья) подруга Эли.
Которая очень неравнодушна к самолётикам. И у которой день рождения ещё не наступил, но скоро. И вряд ли я или Маржан сумеем её поздравить лично в должный срок. Опять же - коронавирус. "Ага! - подумал я. - Всё одно к одному!" - и немедленно купил "билет на покататься" ещё и на неё. Забронировал нам два полёта подряд, подхватил прекрасную Эли. - и рванул на аэродром.
Надо сказать, что замечательная компания
"Sky-Trip" (можете смело воспринимать это как бесплатную рекламу) катает людей на двух моделях самолётов: "Цессна-182" и совсем маленький "Аэропракт А22". И хотя "Цессна" запала мне в душу после Свиридовского (PWH) "...В течение месяца Мэд Сью гонялся над Мексиканским заливом за «цесснами» и «пайперами» картеля, безжалостно утопив несколько партий груза ценой в десятки миллионов долларов..." (с) "Истребители. Разорванное небо" - Мэд Сью обаятельнейший персонаж... И в оную "Цессну" можно взять ещё и пассажира, то есть полетать всем вместе. Но было две причины, по которым я склонился к Аэропракту. Первая - чисто из епархии жабы, которая душит. "Цессна" ровно в два раза дороже, то есть за те же деньги можно либо час радоваться жизни на Аэропракте, либо полчаса - на "Цессне" (на самом деле есть получасовый вариант для Аэропракта и часовый для "Цессны", но так уж вышло, что у нас был средний вариант). Естественно - час лучше получаса! Вторая - более вдумчивая. "Аэропракт" - совсем маленький. Соответственно, и более подвержен всем этим проблемам вроде восходящих потоков, бокового ветра и так далее. А мне страшно хотелось полетать именно так, ощутить это всё, оценить что это такое, парировать неожиданные рыскания и удерживать самолёт. То есть действительно летать, а не ломиться по небу. Нет, во втором варианте тоже есть изрядная крутость, но на первый раз хотелось именно так. Как один из моих прадедов - на подверженной воле ветра конструкции из спичек и бумаги. (Если что - он был военным пилотом в Первую Мировую и Гражданскую).
Поэтому - вот так. Признаюсь честно - доволен как слон. Или даже два. И очень двойственные ощущения. Нет, конечно, всю дорогу рядом со мной сидел инструктор и страховал любые действия. Естественно, самостоятельно я самолёт не запускал, не взлетал и не садился. Но всё же в небе - рулил сам и маршрут мне только подсказывали. Это было очень здорово, и, как оказалось - вот эта часть всё-таки не настолько сложна, как кажется из каких-нибудь игрушек.
Кстати, было забавно, но и очень печально. Когда мы отправились к Бородинскому полю, инструктор спросил меня, знаю ли я, что это такое. И поведал печальную историю, как он задал тот же вопрос некоей девице, которую катал - и получил в ответ: "Там какое-то военное училище?". М-да, какая-то ассоциация с войной у молодёжи ещё осталась, а вот знания - нет. Ну, естественно, после того, как я сказал ему, в каком клубе я начал играть в страйкбол (и в котором считаю себя числящимся нерегулярным членом до сих пор) - наше взаимоуважение подскочило примерно до того места, где этот разговор и происходил. То есть до небес. В результате чего мы очень славно покружились над Бородино.
Однако, интереснее всего было летать над полями и над водохранилищами, пересекая береговые границы и границы леса. Естественно, там всякие восходящие-нисходящие потоки резвились во-всю. Ничего, справился довольно легко. Интересно, что как и с автомобилем - надо всё-таки не очень напрягаться, и приборы "пасти", но в первую очередь слушать сам самолёт, управлять с долей интуиции. Хотя заваливать его в повороте на совершенно безопасные 35 градусов я так и не решился. Градусов 30, правда, давал. Ну, это дело наживное. Если захочется.
То есть с одной стороны - это дело оказалось неожиданно лёгким. С другой же, глядя "изнутри" я, в общем-то с удовольствием даже, осознал, насколько это непросто. И здесь я даже не столько про взлёт и посадку, сколько про совершенно неожиданный момент: ориентация и, самое интересное - радиопереговоры. Да, конечно, карты окрестностей Рузы у меня в голове нет. Но и без этого я совершенно заблудился буквально через две минуты после взлёта. Это я-то, с моим опытом и чувством направления! Честно говоря, это было круто. В том смысле, что вот - вроде бы хорошо знакомая, но совершенно ещё неподвластная мне интересная область деятельности, в которой расти и расти! Второе - радиопереговоры. Ну, тут понятно, если серьёзно поучиться, то протокол выучить - не "рокет сайнс". Но на первый взгляд - удивительно и местами неожиданно, сколько и какой информации передаётся в процессе полёта. Опять же - если подумать, то всё очень разумно. Но, положа руку на сердце - много ли мы задумываемя об устройстве того, чем легко пользуемся на уровне мартышки "кнопка - банан"? Опять же, посмотреть "изнутри" на вот этот "механизм" было крайне здорово!
В общем - спасибо семье, что подарила мне такой билетик! Спасибо пилоту Петру - за профессионализм, обаяние и спокойную лёгкость во всём. И компании "Скай-трип" вместе со всеми вышеупомянутыми - за великолепное приключение!
Будем думать о продолжении.