Одной из самых мистических и будоражащих тайн Кубы навсегда останется загадка языческих религиозных культов, привезенных на остров африканскими рабами несколько столетий назад. Практически все эти верования грешат тесными сношениями с мертвыми и ритуалами черной магии, обильно сдобренные жертвенной кровью животных.
Основных культов всего три, в порядке увеличения, так называемой «чернушности», это Сантерия, Пало Монте и Вуду. По моим личным наблюдениям, все три веры глубоко эгоцентричны по своей сути. Они не преследуют цели ведения адептами праведного образа жизни для посмертного переселения в Рай, не призывают нести Добро в массы и жертвовать собой во имя блага всего человечества. Вступая в лоно языческой церкви, вы добиваетесь исключительно собственного счастья, пусть зачастую и за счет других, это не важно, главное что вы и ваши родные будут здоровы. От религиозного усердия зависит только, на сколько поколений вперед вы можете добиться благополучия для вашей семьи.
Сантерия - своеобразная смесь католицизма и древней религии африканского народа йоруба, населявшего некогда территорию Нигерии и Бенина. Конкистадоры насильно насаждали среди привезенных на Кубу рабов христианство. Те, в свою очередь, видя полную бесперспективность какой-либо борьбы, нашли простое решение. Они отождествили почти всех основных католических святых со своими языческими божествами и уже, абсолютно безбоязненно, неистово молились им в христианских церквях на глазах у ничего не подозревающих испанцев, иронически прозвавших своих рабов за такую ярую религиозность “santero”, что означает «святейший».
Пало Монте, или как его ещё часто называют Пало Майобе, мало чем отличается от вышеупомянутой Сантерии в «доброй» своей части, т.е. для крещенных. Однако, хитрые африканцы прикрыли себя со всех возможных сторон, и некоторая часть верующих поклоняется «плохим» духам самоубийц, преступников и ведьм, явно не договариваясь с ними при этом о мире во всем Мире.
Вуду - самая мощная и зловещая религия из всех трех, скорее и не религия вовсе, а больше набор ритуалов для решения жизненных проблем путем вызова духов мертвых и кровопускания у различных животных. Распространена в Гаити и среди гаитянских эмигрантов, отличающихся иссиня-черным цветом кожи. Для Вуду характерна возможность создавать зомби - «живого» мертвого, полностью контролируемого хозяином.
Сантерия - пожалуй, самое распространенное вероисповедание на Кубе. Прогуливаясь по узким улочкам Старой Гаваны, Тринидада, Сантьяго де Куба или любых других городков, вы будете повсеместно встречать те или иные знаки вездесущести этого культа, будь то люди в белом, гордо позвякивающие при ходьбе многочисленными бусами и браслетами, или скульптурные изображения святых, приютившиеся в импровизированных алтарных домиках. Сантерия на Кубе - неотъемлемая часть жизни местного населения, тесно вплетенная в католицизм. Даже для принятия посвящения необходимо иметь христианское крещение, не говоря уже о том, что Дева Мария (к слову, покровительница Кубы), одетая в желтую сутану, встречается тут почти в каждом доме, олицетворяя богиню-мулатку Ошун, отличающуюся весёлым нравом и любовным непостоянством, большую любительницу танцевать обнаженной, предварительно обмазавшись медом. Другие Боги, заменители христианских святых, тоже не чужды обычным человеческим слабостям, как например Чанго (аналог святой Варвары, часто изображаемой с мечом) - повелитель грома и молнии, олицетворяющий мужскую силу, отвагу, выносливость, одновременно страдющий от лени, тяги к выпивке и беспорядочным половым связям.
Вообще, Сантерия - религия с человеческим лицом и для бытовых человеческих нужд. Верующие проходят специальные ритуалы для достижения тех или иных целей: защита от тёмной магии, улучшение финансовой стабильности, устранение проблем со здоровьем, привороты и т.д. Ритуалы на защиту сопровождаются ношением соответствующих бус или браслетов, как, к примеру «Мано арула» (желто-зеленый браслетик из бисера), означающий снятие всех грехов для более плодотворного общения с духами. А вот снятие порчи стабильно заканчивается мертвой курицей в пакете, погибающей во время ритуала от потоков темной энергии, исходящей от жертвы сглаза. Потом эти целлофановые пакеты с безжизненно торчащими куриными ножками повсеместно путаются под ногами на уличных тротуарах.
В целом, кубинским животным не очень повезло с родиной, потому что даже для самого мало-мальски значимого ритуала требуется жертвенная кровь тех или иных домашних питомцев. Курицы, свиньи, голуби и козлы заранее приобретаются заказчиком, естественно, за свой счет, причем жертвы отбираются по характерным признакам, будь то цвет оперения (белый или черный, как для голубей или кур) или даже в зависимости от размера мошонки козла. В Вуду жрецу, совершающему священное отсечение звериной головы одним ударом, запрещено брызгаться дальше означенного периметра жертвенника, одна шальная красная капля вне обязательно приведёт к отмене ритуала, даже при умерщвлении таких крупных животных, как кабан. Кстати, Вуду не брезгуют и человеческой кровью, но такие действа совершаются крайне редко и для совсем уж оккультных причин, запрещающих огласку и наблюдение непосвященных. В любом из трех верований ритуалы требуют присутствия музыкантов, неистово колошматящих по барабанам, вгоняя присутствующих в транс и постепенно превращая священный танец в судорожные подёргивания и катания по земле с выпученными глазами. Во время этой своеобразной мессы, духи мертвых могут вселяться как в высших священнослужителей сантеро, так и в простых адептов, начинающих вещать жутким голосом, ну и с прочими нехарактерными для повседневного поведения особенностями.
Как и любая многочисленная диаспора, последователи Сантерии имеют свою собственную иерархию, во главе которой стоит определенный сантеро, управляющий своеобразным «домом» верующих, где проводятся собрания и встречи, некоторые ритуалы и гадания. Часто такие сантеро являются, ко всему прочему, «падрино», объединяющие под своим крылом целый выводок крестных сыновей и дочерей, ведомых советами этого падрино по жизни, совершающего для них обряды и зачастую действительно являющегося чуть ли не самым близким и уважаемым человеком для новоявленного крестника. К слову, крестники одного и того же падрино могут безнаказанно пакостить друг другу, заказывая брухерию (порча), так что не стоит представлять общину сантеро как семейную идиллию с круговой взаимоподдержкой, пронизанной любовью к ближнему; тут в приоритете только собственные интересы. Для главного сантеро так же в порядке вещей обладать даром бабалау (прорицателя), в основном читающего судьбу по ракушкам, кои страждущий раскидывает перед предсказателем. Местонахождение вещих оракулов легко определить по наличию связки сухой длинной травы над входной дверью. Некоторые бабалау занимаются травоведением, делают различные ритуальные смеси и лекарственные суспензии. Женщинам роль бабалау отводится редко и считается чисто мужской прерогативой. Кстати, получить высший сан сантеро и бабалау не так просто, для этого необходимо иметь предназначение Богов, полученное посредничеством нескольких уже инициированных в этот статус ранее. Другое дело сделать себе обычное сантеро, т.е. переродиться, начать жизнь «с нуля», оставляя в прошлом болезни и проблемы. После проведения этого серьезного ритуала, предназначенного только для действительно нуждающихся несчастных, новообращенному необходимо носить в течении более чем года только белую одежду, волосы сбривают наголо, а голову покрывают платком или шапкой. Новоявленный сантеро не может некоторое время есть за столом, только сидя, и только с помощью выданных после ритуала тарелки и ложки. Так же, во время цепи предварительных подготовительных обрядов, даются новое имя, покровительствующий святой и пожизненные запреты, кои поражают зачастую своей неожиданностью, как запрет на купание в море (это находясь на тропическом острове) или запрет смотреться в зеркало, одной моей подруге дали запрет на игру в войнушку и лазанье по деревьям, она старается стойко переносить такие трудновыполнимые ограничения.
Рис.1 «Обычный вариант»
Рис.2 «Вариант с отросшими волосами или, в некоторых случаях, со специально небритой головой»
Рис.3 «Мужской вариант»
Для интересующихся, труды Лидии Кабрерры, самого известного биографа Пало Монте и Сантерии, до сих пор не переведены на русский, говорят Боги не дали на это разрешение. Вообще попытки законспектировать ритуальную жизнь адептов этих языческих культов нередко заканчивались трагически, иногда и со смертельным исходом. Для читающих на испанском и английском, некоторые интересные экземпляры соответствующей литературы выложены в интернете и легкодоступны. Я же, в свою очередь, буду продолжать свой рассказ по мере поступления новой информации, ибо все равно никуда мне тут не деться от вездесущей власти языческих Богов.